«Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело
заключается в том, чтобы изменить его». Эти известные слова Маркса сопровождают
его и после смерти. Их можно прочитать на его могиле в Лондоне. Там же, на
мраморном пьедестале высечен его призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Но где сейчас Маркс? И как он смог изменить мир? И чем
занимались тем самые пролетарии, когда у них была возможность изменить мир?
Эти слова Маркса отнюдь не безобидны. Они выражают богоборческую
претензию на то, что люди могут управлять историей.
Многим современным симпатикам Маркса эти слова и сейчас
кажутся вдохновляющими. Они готовы забрать власть над историей из рук «царей» и
передать ее «народу», взять у «чужих» и дать «своим», направить историю в
нужное и выгодное русло.
Они готовы согласиться с пророком Исаией:
«Горе тем,
которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы
устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего,
чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис. 10:1-2).
Мы все склонны ненавидеть «плохих царей» и думать, что
все изменится к лучшему, если их не станет.
Но если читать пророчество Исаии внимательнее, то мы
увидим, что все «плохие цари» историей не управляли. Они были наказанием для
людей, губили целые народы и затем губили себя.
Так Бог называет Ассирийскую империю «жезлом гнева»
Своего (5). И посылает Ассура против Израиля:
«Я пошлю его против народа
нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и
добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах» (6).
Бог дает Ассуру задание и силы, чтобы это задание
выполнить. Бог буквально надувает это царство как шар, раздувает его и оно становится первой мировой,
сильнейшей и крупнейшей империей.
Но Ассур будет думать, что это его собственный успех, что
он непобедим и велик. Он вступает в спор с Богом, будто он сам решает что
делать, будто вся история теперь его.
«Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал
это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их,
и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов,
как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и
никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул» (13-14).
Величайшая империя древности была частью Божьего плана в
истории. У нее была плохая роль – роль секиры, пилы, палки. Она играла эту роль
определенное ей время и ничего не могла изменить, когда пришел черед погибнуть.
Нет в этой роль никакого величия, потому что нет никакой
самостоятельности:
«Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится
ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает
его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!» (15).
А потому не стоит бояться императоров и империй, потому
что они не управляют историей, они лишь часть сценария. Но пишет историю Бог.
Его и нужно бояться.
«Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой,
живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою
поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое
негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. И поднимет Господь
Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как
простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет. И будет в тот день:
снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей» (24-27).
Бог открывает нам повторяющийся цикл истории: чужие
цари будут поражать народ Божий лишь строго определенное время, после чего Бог
истребит их и восстановит Свой народ.
Ни одна империя не могла изменить эту
закономерность. Не смогли изменить ее и философы. Тем более – пролетарии.
Бог управляет историей. И горе всем тем, кто пытаются
претендовать на эту роль – неверным иудеям и самоуверенным язычникам, жестоким
царям и завистливым рабам.
Комментариев нет
Отправить комментарий