В обыденном сознании проклятие и благословение связываются с заслугами. Натворил плохого – получай проклятие. Накопил доброго – заслужил благословение. Т.е. проклятие – это наказание, а благословение – это приз.
Но в Библии мы встречаем иное понимание и того, и другого.
И благословение, и проклятие связаны не столько с нашими делами – хорошими или плохими, сколько с нашим фундаментальным внутренним выбором относительно Бога и Его закона.
Вот как это описано у пророка Иеремии:
«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование--Господь.
Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер. 17:5-8).
Здесь мы видим, что проклятие начинается еще до всякого действия, начинается с того, что человек решает надеяться на себя, а не на Бога, пренебрегает Богом и удаляется от Него в поисках своей автономии. Человек живет на том же месте, в той же земле обетованной. Носит то же имя, принадлежит тому же избранному народу. Но внутренняя жизнь разворачивается в ином направлении – «сердце удаляется от Господа» и оказывается в «местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой».
Именно решение сердца становится нашим проклятием или благословением. Поэтому далее мы читаем предупреждения о лукавстве и испорченности человеческого сердца, а также о том, что Бог видит происходящее в сердце еще до того, как определится «путь», образ жизни, и появятся «плоды дел его»:
«Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (9-10).
Без Бога человека оказывается в земле бесплодной. Это его собственный выбор. И этот вызов наказывает человека еще до того, как Бог воздаст «по пути его и плодам дел его».
Самонадеянность – первое и величайшее проклятие, начало идолопоклонства и всех прочих грехов, поскольку в самонадеянности человек отвергает Бога и ставит себя на Его место.
«Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. 'Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой' (13).
Решение надеяться на себя уносит нас от Бога в дикие и гиблые места. Самонадеянный человек не ждет ничего от Бога, поэтому не слышит Его слова и предложения, не замечает Его дары и знаки надежды.
Он не получает благословения Божьи просто потому, что не верит в их возможность.
Он занят, захвачен собой настолько, что не видит ничего доброго, ничего Божьего.
Напротив, решение надеяться на Бога укореняет нас «при потоках вод», у «источника воды живой». «Зной» и «засуха» внешних обстоятельств не волнуют нас, мы не «боимся» сезонных трудностей и не перестаем приносить «плод».
Надежда на Бога питает, оживляет, обновляет нас.
Надежда на Богу – путь благословений. Самонадеянность – путь проклятий. Лишь мы выбираем, каким путем пойти.
Вместо того, чтобы обвинять Бога и людей в своих жизненных бедах, стоит проверить свое «лукавое» и «испорченное» сердце, не удалилось ли оно от «источника жизни» в «землю бесплодную, необитаемую»?
Комментариев нет
Отправить комментарий