Иеремия – плачущий пророк.
О чем он плачет? Он плачет о том, что случилось и еще случится с его родным народом.
Но еще больше он плачет о состоянии самого народа, о его духовном упадке, который ведет к национальной катастрофе.
Пророк видит прямую связь между отступлением от Бога и гибелью народа, когда показная независимость от Бога заканчивается утратой национальной независимости, разрухой и пленом.
При этом Иеремия далек от того, чтобы проповедовать неизбежность.
Если бы все шло по заранее определенному и не зависимому от нас пути, вряд ли стоило бы так плакать – случится то, что должно случиться.
Но все дело в том, что национальная катастрофа не была неизбежной. Если бы народ обратился к Богу вместо того, чтобы строить политические интриги и вызывать ярость сильных соседей, история могла быть другой.
Поэтому Иеремия плачет об упущенном шансе на спасение, о губительной гордости и жестокосердии соплеменников.
Его слово к своему народу – вовсе не о том, что плохое случится, но о том, как люди должны измениться, чтобы плохое не случилось.
Его слово – о Боге, Который не ставит на нас крест, но долготерпит и ждет.
Бог Израилев – Бог верный. Даже вопреки человеческой неверности Он сохраняет с нами отношения, Он не меняет нас на других.
Об этом – удивительная притча из дома горшечника.
«Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18:1-11) .
Бог – горшечник, мы – развалившийся сосуд. Он не выбрасывает нас, Он переделывает нас, если мы смиряемся в Его умелых и добрых руках.
У Него нет фаворитов, которые получают лишь доброе.
У Него нет проклятых, которые получают лишь злое.
У Него нет для нас готового сценария.
У Него есть предупреждение и призыв: «обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши».
Если мы все еще думаем о Боге как о жестоком деспоте, который делает с нами все что захочет, или же о Деде Морозе, у которого всегда и для всех есть подарки, нам стоит сходить в доме горшечника и понять раз и навсегда, что, доверяясь воле Бога, мы оказываемся в сильных и добрых, надежных руках; что наша история может быть другой – принимая новый поворот в момент нашего обращения; что разрушение и плен вовсе не предопределены, хотя всегда возможны как результат нашего выбора; что мы можем быть восстановлены – как разбитый, но по-прежнему дорогой и уникальный сосуд.
Комментариев нет
Отправить комментарий