Религиозные люди не менее лукавы и упрямы. Они готовы «вопросить Господа» в надежде, что пророк скажет то, что им понравится, что будет им угодно и удобно. Но они не готовы принять слово обличающее, смириться с волей Божьей, пойти путем покаяния и послушания. Поэтому следующий шаг в противостоянии Богу – открытое сопротивление.
Сперва был лукавый вопрос, потом – дерзкий вызов.
Господь сказал – не идите в Египет, они – пошли.
Пошли не столько спасения ради, сколько ради того, чтобы продолжить свое идолослужение, продолжить свой, хотя и гибельный, но полюбившийся путь своеволия.
Уже в Египте Господь дает еще один шанс, посылает новое слово:
«Зачем вы делаете это великое зло душам вашим, истребляя у себя мужей и жен, взрослых детей и младенцев из среды Иудеи, чтобы не оставить у себя остатка, прогневляя Меня изделием рук своих, каждением иным богам в земле Египетской, куда вы пришли жить, чтобы погубить себя и сделаться проклятием и поношением у всех народов земли?.. Посещу живущих в земле Египетской, как Я посетил Иерусалим, мечом, голодом и моровою язвою» (44:7-8,13).
Нормальной реакцией на такое слово было бы смирение перед Богом и бегство из Египта, поспешное возвращение домой.
Но вот, что ответил народ:
«Слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели» (16-17).
Вместо послушания мы видим озлобление.
Слово людей – против слова Божьего.
Пророка слушать не будем, продолжим делать то, что делали.
Откуда такая самоуверенность? Эту ложную уверенность в своих силах поддерживала практика идолопоклонства.
Народ верил, что «богиня неба» обеспечивала их благоденствие, а Бог Израилев лишил их счастливой жизни. Отсюда решение слушать лишь тех «богов», которые говорят только хорошее и разрешают все.
Интересно, что отвечает Господь через пророка Иеремию. Он принимает эту ставку «слово наше против слова Бога». Он не наказывает людей здесь и сразу. Он дает им шанс доказать свою правоту и убедиться самим в ее отсутствии:
«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вы и жены ваши, что устами своими говорили, то и руками своими делали; вы говорите: 'станем выполнять обеты наши, какие мы обещали, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияние', --твердо держитесь обетов ваших и в точности исполняйте обеты ваши. За то выслушайте слово Господне, все Иудеи, живущие в земле Египетской: вот, Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже на всей земле Египетской произносимо имя Мое устами какого-либо Иудея, говорящего: 'жив Господь Бог!' Вот, Я буду наблюдать над вами к погибели, а не к добру; и все Иудеи, которые в земле Египетской, будут погибать от меча и голода, доколе совсем не истребятся. Только малое число избежавших от меча возвратится из земли Египетской в землю Иудейскую, и узнают все оставшиеся Иудеи, которые пришли в землю Египетскую, чтобы пожить там, чье слово сбудется: Мое или их. И вот вам знамение, говорит Господь, что Я посещу вас на сем месте, чтобы вы знали, что сбудутся слова Мои о вас на погибель вам. Так говорит Господь: вот, Я отдам фараона Вафрия, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ищущих души его, как отдал Седекию, царя Иудейского, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, врага его и искавшего души его» (25-30).
Иными словам, Господь позволяет людям проверить свои силы, силу своих слов и мощь своих идолов.
Когда пророков не слушают, когда закон забывают, остается единственный путь назад к Богу – через полную катастрофу.
Мало того, что Иерусалим разрушен, что народ в плену Вавилонском. Нужно погибнуть и тому малому остатку, который все еще верит идолам больше, чем Богу.
Для чего все это? Чтобы узнали, «чье слово сбудется».
«Чтобы вы знали, что сбудутся слова Мои».
Комментариев нет
Отправить комментарий