Когда гибнут города и государства, когда рушится мир, когда решаются судьбы целых народов, настоящие пророки не могут думать ни о чем кроме чуда.
Пророки не довольствуются личной безопасностью, они не отделяют себя от своего народа, поэтому дерзают просить Бога о спасении, о Божьем вмешательстве даже там и тогда, где приговор озвучен, где все уже ясно.
С одной стороны, это нравится Богу. Он любит тех, кто любит свой народ, кто готов идти с ним до конца, ходатайствовать, молиться, умолять, увещевать, бороться.
Такими были Авраам и Моисей. Благодаря таким как они история не прерывалась, но продолжалась – по их дерзновенной вере, по великой милости Божьей.
С другой стороны, Бог суверенен, и даже та просьба, что нравится Богу, не обязательно должна исполниться. Он может одобрять наш мотив, но все же сказать твердое «нет» на наши дерзновенные просьбы. Бог хочет, чтобы пророки служили Ему, а уже затем и потому служили своему народу.
Иногда мы должны взять на себя больше, чем обычно. Тогда нужно дерзать, плакать, кричать, «бороться с Богом».
Но чаще всего мы должны просто смириться с тем, что Бог определил в нашей личной жизни, судьбе народов и целого мира. Мы хотели бы спасти многих, мы хотели бы великих чудес и свершений, даров и откровений, но Господь «приземляет» нас.
Так было в жизни Варуха. Пророк Иеремия передает ему довольно странное слово от Господа:
«Ты говоришь: 'горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя'. Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, -- всю эту землю. А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь» (Иер. 45:3-5).
Варух не боялся смерти. Когда было нужно, он смело провозглашал слово перед царями и князьями, рискуя собой.
Он скорбел не о себе, он просил о земле и народе. Он просил о великом.
Я не думаю, что он просил о даре, подобном дару Иеремии. Он был рад служить Богу, служа Его пророку. Здесь речь не о личных амбициях.
Он просил о том великом, что послужит его многострадальному и многогрешному народу. Просил о добром слове от Господа, надежде, спасении, восстановлении. Просил о том, чтобы послужить этому великому чуду – как учитель и книжник, как пророк и помощник пророка. Просил о «здесь и сейчас».
Но Господь отвечал: «Не проси». Он не дал «великого», но сохранил жизнь. А разве жизнь не «великое»?
Мы почему-то склонны думать, что Богу нужна наша смерть, наши подвиги и «великие» дела, но это не всегда не так. Бывает, что нам нужно просто смириться с тем, что все не так и не сейчас, как мы думали и хотели, чтобы успокоиться и настроиться на обычную жизнь и повседневный труд. Варух был таким – он много писал, запечатлевал Божьи слова для истории. Разве это не великий пророческий труд?
Что было дальше с Варухом мы точно не знаем. Согласно преданию, он был уведен в Вавилон, где учил многих закону Божьему. Говорят, что именно там он понял, что восстановить авторитет и знание закона в народе – важнее, чем восстановить разрушенный храм. Поняв и приняв эту роль, он перестал мечтать о возвращении в Иерусалим. Он был рад служить Богу и Его народу в скромности, в скромном величии. Он не смог послужить чудесному избавлению, но зато послужил будущему восстановлению.
Когда Господь говорит: «Не проси великого», Он вовсе не отказывается от Своих пророков и Своего народа. Он не перестает совершать великое, не игнорирует наши просьбы и стоны, не списывает нас как ненужных и слабых, не гневается на дерзость и дерзновение. Он совершает великое через малое и скромное.
Мы не великие, но Он великий. Великое спасение Израиля и мира совершается не сразу. Варух не увидел этого великого спасения, но хорошо и верно ему послужил. Сегодня я говорю себе: будь как Варух!
Комментариев нет
Отправить комментарий