Пророческое послание несет в себе очень мощный критический заряд. Оно направлено на то, чтобы разоблачить излишнюю уверенность тех, кто верит, что они особенные и всем все сойдет с рук. Даже вчерашние праведники могут свернуть на кривой путь. Старые заслуги ничего не гарантируют. Родословная не поможет. Вера отцов не спасет.
Но, разрушая самоуверенность избранных, пророк дает надежду тем, кто в смирении ищет спасения и восстановления. Гордые должны устрашиться, сокрушенные – ободриться.
Общий итог пророческих посланий вполне можно назвать жизнеутверждающим: ты предупрежден о последствиях своеволия, так вернись же к Господу, чтобы жить!
Вот как это звучит у пророка Иезекииля:
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18:31-32).
Здесь смерть – выбор человека, а не приговор. Бог спрашивает людей: зачем вы убиваете себя? Зачем вы ведете себя так, будто вы хотите умереть? Здесь мы ясно видим, что смерть – это не план Божий, но выбор человека.
И здесь же мы видим, что сам человек может изменить свою судьбу – «сотворить новое сердце и новый дух», чтобы избежать смерти. Мы помним молитву Давида: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Мы понимаем, что только Господь может дать нам новую жизнь, но все же в нашей ответственности остается решение, просьба, молитва, обращение к Богу за помощью.
Родовые проклятия и родовые благословения, плохая и хорошая наследственность, грехи и заслуги отцов не играют большой роли в том, что мы делаем со своей жизнью. Прошлым можно что-то пояснить, но ничего нельзя оправдать.
Сын грешника может стать праведником. И даже самые страшные грехи отца не имеют над ним власти.
Сын праведника может стать грешником. И самое доброе имя отца не спасет его от наказания.
Иными словами, наша родословная не дает нам оснований для гордости, но также не дает повода для отчаяния.
Очевидно, что эта пророческая критика «избранности» раздражала народ Божий. Ведь «Божий народ» не столько считает себя Божьим, сколько считает Бога своим. Бог всегда должен быть на нашей стороне, что бы мы не делали. Ведь мы – особенные, избранные.
И если пророк говорит что-то против такой избранности, то он – враг. И если даже Сам Бог что-то говорит против такого понимания избранности, то Он – неправ.
Этот спор избранных с Богом закончится судом, на котором Бог будет судить не языческие народы или обидчиков Израиля, но «каждого по путям его»:
«А дом Израилев говорит: 'неправ путь Господа!' Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы? Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (29-30).
На этом заканчивается все, что питало чувство национально-религиозной исключительности. Но здесь же начинается наша личная свобода и ответственность.
«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (20-24).
Отцы – это уроки для нас. Это хорошие и плохие примеры.
Но мы отвечаем за себя сами. Наши фамилии никак не помогут. Помогут лишь решения, которым мы будем верны. Фамилии обязывают к исправлению того плохого, что сделали наши отцы, или верному продолжению их добрых дел. Но сами по себе наши родословные мало значат.
Все может поменяться местами. Первые будут последними. Последние – первыми. Дети грешников могут стать праведниками. Дети праведников – грешниками.
Все возможно. Потому что Бог справедлив, но также милостив. Он дает каждому шанс. Каждый новый момент времени история людей и даже целых народов может совершить спасительный поворот. Мы знаем, чего хочет Бог: чтобы мы жили. Он всегда говорит Свое верховное жизнеутверждающее «ДА» на самую тихую и робкую просьбу.
Комментариев нет
Отправить комментарий