-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Слушать и слушаться

Комментариев нет

 Слушать и слушаться

 


Вера и жизнь, 2021, №4

 

Беседа Вальдемара Цорна с Михаилом Николаевичем Черенковым, профессором, и… проповедником.

 

Уважаемый Михаил, я посмотрел перед интервью информацию о Вас в Интернете. Там много всего. Вы уже успели многое сказать и написать. Некоторые тексты и слова заставляют заглядывать в словари… Смутился немного. Это ничего, что я прошу Вас дать интервью такому «простому» журналу? 

 

Такие вопросы заставляют краснеть. В том числе за то, что можно найти в Интернете. Не все сказанное и написанное я считаю важным и правильным. Многое переосмыслил. А кое-что просто перерос. Так что из всего того я бы оставил не так уже и много. Остальное переформулировал бы, сделал проще, интереснее, полезнее. Если бы имел такую возможность. Но этой возможности нет. Это реальность наших дней – мы не только много говорим и пишем, но мы живем с последствиями всего того, что наговорили и написали. Так что стоит быть аккуратнее в своих словах, это урок первый. Особенно в эпоху Интернета. А второй урок в том, что нужно расти дальше, становясь проще. Самый большой мой личный страх – застрять в прошлом, особенно в худших моментах прошлого.  Еще один страх – испортиться и приспособиться к мирскому порядку вещей, утратить простоту и открытость, стремление к глубине и способность удивляться, разбаловаться слишком хорошим и перестать видеть Божьи чудеса в малых вещах и событиях.   

Так что мне самому кажется, что я только начинаю что-то понимать, что я еще не сказал и не сделал того, что хотел бы и должен был сделать. 

Я читал журнал «Вера и жизнь» до того, как написал первую свою статью. И мне всегда нравилось название, в котором вопросы нашей веры связывались с повседневной жизнью. Эту задачу нельзя назвать легкой. Именно этому я и учусь – верить и думать так, чтобы менялась жизнь.  

Большинство моих текстов рождались в попытке понять, почему мы живем так как живем, какие идеи влияют на наш способ жизни, что мы должны переосмыслить? Это касалось и личной духовной, и церковной, и общественной жизни.  Это вопросы нашего христианского мировоззрения. 

 

Расскажите немного о себе, семье (родители, бабушка с дедушкой) и о том, как Вы пришли к вере в Бога.

 

Я вырос в многодетной семье верующих родителей. Больше всего они хотели быть верными вере. Это значило для них гораздо больше, чем достижения или комфорт. Папа прошел тюрьму. Мама потеряла свой диплом и карьеру. 

В детстве мне хотелось жить лучше, по крайне мере, не хуже своих сверстников. Но с годами я лишь убеждался, что ценности моих родителей были правильными. Вера и верность давали жизни смысл. Все остальное было второстепенным. 

В 1988 году я попал в христианский детский лагерь, «лесную церковь». Слушая истории старших братьев и сестер, бывших узников, я почувствовал сильное побуждение посвятить свою жизнь Богу. Я и сейчас с уверенностью могу сказать, что более важного момента в жизни у меня не было.   

Большое влияние на мое формирование оказали мои бабушки и тети. Они очень любили Божье Слово и «самиздатовскую» духовную литературу, молитву и общение с родными по вере. Людей такого типа сейчас не так много, от них буквально веяло убежденностью, их глаза горели, сломать их было невозможно. 

Я очень благодарен Богу за мою семью и церковь, они заложили надежное основание, которое выдержало многие дожди, ветры и даже землетрясения. В моей жизни было непростое время бунта против традиции, личных блужданий и поисков, но сегодня я счастлив, подобно Даниилу, славить и величать «Бога моих отцов» «даровавшего мне мудрость и силу» (Дан. 2:23).      

 

Школы, университеты Вы заканчивали, как в народе говорят, на пятёрки, не было ли Вам трудно положиться на веру? Веру в Бога, веру Писаниям, веру в вечную жизнь?

 

Если полагаться на веру со всей ответственностью, то учиться надо не меньше, но больше; не хуже, но лучше. 

Пятерки и четверки – не основной показатель хорошей учебы. Я часто с сожалением думаю о тех днях и уроках, которые пропустил или потратил впустую. Если бы мы лучше понимали ответственность за свою жизнь, если бы больше думали о призвании! 

Все возможности, которые дает нам Господь, - под наш отчет. Как мы этим распорядились? Я помню, как один диакон мне повторял: «Михаил, учись так, чтобы потом послужить этим церкви. У нас такое возможности не было, хотя мы очень хотели учиться. Теперь у нас есть ты». Мне стыдно, что я так мало прислушивался к этим словам.

Увы, тогда я мало думал о том, что в университете я представляю не только себя, но и церковь; что я послан туда Богом. Учеба мне казалась каким-то рискованным, но интересным интеллектуальным приключением. И постепенно я зашел слишком далеко в своей свободе и философском радикализме. Руководствуясь принципом «понимать, чтобы верить», я не научился ни понимать, ни верить. Теперь я руководствуюсь другим принципом: «верить, чтобы понимать». Иными словами, чтобы наш разум работал правильно, его нужно посвятить Богу, освятить и просветить. 

 

Что для Вас в христианстве – самое главное?

 

Очень важно послушание Богу. Не в одном деле. И не только в вопросе спасения. Важно следовать за Богом во всех ежедневных ситуациях, в каждом повороте жизненного пути. Слушать и слушаться. 

 

А по жизни? Расскажите немного о Вашей семье…

 

Есть еще одно слово, близкое по смыслу – посвящение. Мои родители посвятили себя Богу и в свете этого посвящения служили своей семье. Я никогда от них не слышал: не нравится, не хочется. Они сами мало говорили о себе, они были подчинены чему-то большему, они готовили нас, детей, к служению.   У нас с женой Ниной четверо детей, все дочки. Последнее время мы все больше говорим и молимся об их призвании, и о том, как мы – родители – можем им в этом помочь. То есть важно посвятить себя чему-то большему, чем ты сам. Это дает и смысл, и радость, и вдохновение. 

 

И несколько слов о том, чем Вы сейчас занимаетесь…. (работа, служение, миссия, семья, исследовательская деятельность) 

 

Последнее время я учусь фокусироваться на одной-двух вещах или темах. Не размениваться на многое. Уже семнадцать лет отвечаю за служение «Миссия Евразия». Координирую миссионерские инициативы и проекты в постсоветских странах. Иногда преподаю семинары по миссиологии и христианскому мировоззрению. Веду блог, в котором делюсь своими размышления о Библии и обо всем другом в свете Библии. Люблю миссионерские путешествия и хорошие конференции. Моя семья помогает мне в служении как настоящая команда. Дочери много занимаются музыкой, играют на фортепиано. Их формирование – наш приоритет. Мое личное призвание меня беспокоит уже меньше. Знаю, что не смогу сделать все, что хотелось бы, поэтому стараюсь делать главное. Раньше я думал, что «новые лидеры» - это обо мне и моем поколении. Сейчас я понимаю, что ошибался. Мое поколение – переходное. Мы строим мост, по которому другие смогу перейти реку. Мы сеем идеи, плоды которых пожнут другие. Это смиряет, но также ободряет. 

 

Вы так много пишите, преподаёте, выступаете на симпозиумах и форумах… Чем для Вас является проповедь Слова Божьего?

 

Проповедь Слова Божьего – это не отдельное занятия из числа многих. Она должна выражаться в самых разных жанрах и форматах. То есть все, что мы делаем или говорим, должно выражать наш опыт слушания и послушания Богу. Конечно, мне больше всего нравится читать Библию в собрании и делиться тем пониманием, которое дает Господь. Но чаще всего приходится «вплетать» Слово Божье в разные жизненные, не церковные ситуации. И это тоже интересно. Что бы ни случилось – тут же внутри находишь какую-то библейскую цитату, как совет, руководство, ответ. Так что проповедь – это применение Божьего Откровения в каждой особой ситуации. Понятно, что мы говорим не только о цитатах, не только о буквах, но о том, как Господь говорит через них лично к нам или нашему времени. 

 

В чём заключается призвание каждого христианина, вне зависимости от образования, социального положения, уровня жизни и политического устройства общества, в котором он живёт?

 

Быть вестником Божьего Царства, которое охватывает все сферы жизни общества, все народы земли, все социальные группы. Представлять Царя и Царство через вверенное нам - служение, работу, семью, дарования, ресурсы. Говорить своей жизнью о Божьем Царстве и приглашать в него других.  

 

Какую роль в Вашей жизни играет Библия?

 

С каждым днем и годом люблю ее все больше. Начинаю и заканчиваю день ее чтением. Самое интересное – читать вместе с детьми, всегда есть новые вопросы! Также интересно читать в свете Библии все остальное – книги, фильмы, картины, события. Это ключ к пониманию всего-всего. Если начать с дискуссии о злободневных темах – будет трудно прийти к согласию, каждый останется при своем. Если же начать с молитвы и Библии – все увидится иначе, в свете неземного, Божьего Царства. 

 

Вы – потомственный верующий. Если можно так сказать. Что Вы скажете о том, как изменяется характер христианина? 

 

Характер должен меняться в сторону уподобления Христу. Постепенно в нас должны проявляться Его черты, все больше, все яснее. Все реже должно звучать «я», все чаще – «Он». Мои родители учили меня, что в процессе жизни все в нас должно подчиняться Христу, переходить под Его власть. Но при этом есть и те сложные особенности личности, которые связаны с физиологией, наследственностью, воспитанием. Это наши ограничения, с которыми постоянно нужно работать. Они есть в моих родителях, они есть и во мне. Они часть воспитательного процесса, сдерживающие и смиряющие. 

 

Какие черты характера в Вас уже изменились, а какие ещё в процессе?

 

Я стал лучше контролировать свою реакцию. Но все же остаюсь очень чувствительным, склонен реагировать эмоционально.  Мне трудно «надевать маску» и «играть роль». Мои друзья и коллеги говорят, что у меня все написано на лице. Иногда меня это пугает. Так что я немного даже рад, что сейчас все носят защитные маски, это возможность скрыть хотя бы часть эмоций. Но если серьезно, то это моя слабая сторона. Мне нужно учиться быть спокойным, в том числе контролируя свой голос и слова, не только лицо.

 

Какие черты характера в других Вы уважаете, какие вызывают в Вас отторжение, неприятие?

 

Мне очень неприятны высокомерие, двуличие, грубость и наглость.  

 

Что для Вас – самая большая радость?

 

Видеть моих детей верующими и служащими.

 

Что – самое страшное, что Вы себе можете представить?

 

Было бы страшно оказаться без семьи и церкви. Я с ужасом наблюдаю, как рушатся семьи и как падают «звезды». А еще страшно потерять чувство призвания. Жить просто так чтобы жить – это не жизнь. Жить чужую жизнь, сидеть в чужом кресле – тоже не жизнь. Нет ничего лучше того, чтобы быть на своем месте. Нет ничего страшнее потерять его. 

 

Какой совет Вы дадите нашим читателям, желающим «преображаться в образ Иисуса Христа»?

 

Следуйте за Христом без остановки. Служите Ему без перерыва. Отдайте все без остатка. Будьте заняты постоянно. Все или ничего. Только так. 

 

 

 

 

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no