«Жатва есть кончина века».
Эти слова Иисуса вызывают тревогу.
Эти слова волнуют мысль и пленяют воображение.
Эти слова вселяют чувство срочности, будто вот-вот что-то случится, и мы должны успеть что-то сделать.
Мы никогда не поймем смысл этих загадочных слов, если не рассмотрим их в контексте главной темы всех проповедей Иисуса – темы Царства Божьего.
Развивая тему о близости и природе Царства (у Матфея Царство Бога называется «Царством небесным» или «Царством небес»), Иисус предлагает слушателям целую серию притч. В тринадцатой главе Евангелия от Матфея мы находим притчи о сеятеле, плевелах, горчичном зерне, закваске, скрытом на поле сокровище, драгоценной жемчужине и закинутом неводе.
Все они служат иллюстрацией того, как Царство растет и торжествует. Но также они говорят о том, что мы живем в переходный период, когда старый мир заканчивается, а новый наступает; когда они конфликтуют и когда мы должны определиться – какому миру мы принадлежим, кому служим.
И это ключевой вопрос для нас, живущих между двумя мирами, в некоем междувременье, когда век земной уже заканчивается, а век небесный все еще наступает. Речь идет о том, что мы участвуем во вселенской смене эпох и миров. Это основное содержание человеческой истории – умирание старого мира и созревание вечного Царства. И от нашего самоопределения зависит, останемся ли мы частью уходящего мира, или станем частью мира нового.
В этом контексте картина жатвы служит знакомой и понятной иллюстрацией для мысли Христа о кратковременности мира и приближении Царства.
Сбор урожая – это подведение итогов, суд, отбор. Жатва – это радость плодам, но также сортировка и уборка, очищение полей и садов от ненужного.
Это будет очень скоро, вот-вот. А пока все растет – и хорошее, и плохое. Да и мы растем, выбираем себя, зреем в том, как мы принимаем Божье Слово и позволяем Ему расти в нас и приносить плод.
Об этом последнем, коротком и очень ответственном времени перед сбором урожая, говорится в одной из упомянутых притч, притче о плевелах (Матф. 13:24-30,36-43). Именно здесь мы встречаем образ жатвы как «кончины века» (конца времени и мира).
Эта притча следует за притчей о сеятеле, в которой Иисус призывает каждого, «слушающего слово о Царствии», противостоять лукавому, который желает похитить посеянное Слово; а также быть доброй почвой для Божьего Слова («иметь корни», быть «постоянным», не «увлекаться заботами века сего» и не «обольщаться богатством»), чтобы слышать, разуметь и плодоносить.
Притча о плевелах отвечает на вопрос, почему все так неоднозначно, почему рядом с добрыми семенами появляются сорняки и почему нам не нужно спешить от них избавиться.
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;
25 когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы»?
28 Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»?
29 Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Очевидно, что притча вызвала множество вопросов, так что ученики решили попросить дополнительных пояснений.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Комментарии Иисуса показывают нам мир как поле, в котором рядом с добрыми семенами Царства растут сорняки, в котором перемешаны сыны Царствия и сыны лукавого. В это краткое время, в ожидании скорой жатвы, нам нужно расти самим, а не бороться с плевелами. Господин хочет, чтобы мы оставили расти вместе то и другое до жатвы (30). Не нужно бороться с тем, что и так мертво, что скоро будет отдано огню.
Слова Христа о жатве как итоге сезона, отведенного времени, прожитой жизни, напоминают слова Иоанна Крестителя (Матф. 3:1-10). Сорняки подлежат огню так же, как и бесплодные, ненужные деревья.
1 В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской,
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Похожи не только образы, схожи и главные мысли – нужно приготовить путь Господу, приготовиться к слушанию и послушанию Его Слову, чтобы сотворить достойный плод – стать и быть сынами Царства.
В обоих текстах тема Царства является ключевой. Царство приблизилось, и скоро будет жатва – отбор тех, кто в него войдут, и кто останется вне. Одни будут сиять как солнце, другие будут гореть в печи.
Весть о скорой жатве – это грозная весть для тех, кто не рос сам и мешал расти другим.
Царство приблизилось настолько, что времени уже нет.
Отведенное на рост и плоды время вышло: «секира при корне дерев лежит», Божье терпение вот-вот закончится.
Остается последний шанс «сотворить достойный плод», иначе не избежать будущего гнева Божьего.
Огонь ожидает все бесплодное и плода лишающее, все «соблазны и беззакония».
Огонь угрожает бесплодным, которым мешают другим, заглушают, сдерживают рост Царства.
Приближается жатва как итог мира, конец для старого, бесплодного мира.
Весть о жатве – это радостная весть для тех, кто принял Божье семя и позволил ему прорасти.
Царство приблизилось настолько, что скоро наступит его полное торжество и радость для его сынов и дочерей. Скоро-скоро, вот-вот!
Но пока все еще растет, продолжается «лето Господне благоприятное». Бог сеет добрые семена, так что в послушании Его Слову мы вполне можем быть сынами Царства и сотворить достойный плод. Бог не спешит с выводами: «оставьте расти», «сотворите же достойный плод». Так что продолжается пора роста и созревания. Но уже скоро наши желания, мысли, решения скоро станут плодами. Дети Царства ждут жатву и начало Царства, чтобы радостно сиять в присутствии Господина.
Весть о жатве как конце мира и начале Царства означает также призыв и шанс для всех бесплодных и малоплодных.
Не будь сорняком – не трать свою жизнь впустую и не мешай другим расти!
Приноси плоды – начни с покаяния, приготовь себя к принятию Божьего Слова, чтобы оно могло расти и плодоносить!
Помни о краткости времени и срочности дел – Царство приблизилось, не спи как люди на поле (25), не будь груб, слеп и глух в ответ на последний призыв(13-15)!
Итак, жатва, о которой говорит Иисус в Своем пояснении притч о Царстве – это конец и начало. Жатва не только конец мира как мы его знали со времен грехопадения. Жатва также начало Царства, войти в которое смогут лишь сыны и дочери Царства.
Будешь ли ты сорняком, который пытается бороться с Царством, подавляя добрые посевы? Тебя ожидает огонь, тебя ожидает конец. Будешь гореть.
Примешь ли ты семя Божьего Царства, чтобы оно росло в тебе и через тебя? Тебя ожидает вечность. Будешь сиять.
И за всеми этими вопросами стоит вопрос о нашем отношении к Божьему Слову. Будем ли мы доброй почвой? Будем ли бодрствовать, чтобы чуждые семена не заглушили добрые посевы? Что мы готовы сделать уже сегодня, чтобы приготовить себя, путь, почву для Господа и Его Царства? В конец концов, мы сможем принести Богу плод не раньше, чем позволим Его Слову принести плод в нас. Главный плод – это не то, что мы принесем Господу, но то, кем мы станем – сынами и дочерями Отца Небесного, добрыми и верными слугами Господина, возвещающими о конце мира и наступлении Царства, о подведении итогов и суде, об уходящем лете и приближающейся жатве.
Комментариев нет
Отправить комментарий