«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять».
Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом».
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?»
Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят».
Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?
И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:1-15).
Многие из нас считают притчу о неверном управителе самой непонятной.
Но у слушателей Христа реакция на нее была очень живая. Сребролюбивые фарисеи смеялись. Они прекрасно понимали, о чем шла речь.
Не только эти, все слова Христа о богатстве попадали в цель. Задевало даже наших любимых героев. Весьма достойный юноша «отошел с печалью» (Матф. 19:22). А ученики «изумлялись»: «так кто же может спастись?» (Матф. 19:25).
Трудности с пониманием этой притчи были и у меня. Потому что я фокусировался на личности управителя, а не на том, что и как он делал. Герой не вызывает у нас симпатии. Он раздает, не сохраняет. И при этом его действия (а не он сам) ставятся нам в пример.
Управитель – не наш человек, он «сын века сего», а не «сын света». Но если даже он додумался как исправить свое положение, то насколько же «сыны света» должны быть мудрее и активнее!
В чем цель этой притчи? В том, чтобы привести нас в чувство, указать на серьезность нашего положения и подсказать способ, как все исправить.
Все, что мы имеем, доверено нам на время. И уже вскоре это время закончится. С чем мы останемся?
Если будем держаться за «богатства неправедные», то останемся не с чем. Управитель это понял и начал действовать. Но его действия были необычными. Он не стал откладывать деньги на черный день или закапывать в огороде золото и драгоценные камни. Он начал раздавать налево и направо. Некоторые считают, что в сумму долга включался личный процент управителя, так что, списывая долги, он отказывался от своей выгоды, терял свой доход. Так или иначе, он ничего не брал, он отдавал. И этим приобретал. Что отдавал? Богатства неправедные. А что приобретал? Вечные обители. Хорошая сделка!
Раздавайте, чтобы приобрести друзей и вечные обители
Этой притчей Христос призывает нас раздавать «богатства неправедные», чтобы приобрести «вечные обители».
Это интереснейший принцип Божьей экономики: чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь. Пытаясь сберечь – теряешь. Раздавая – умножаешь. Для неверующих людей, которые не видят дальше завтрашнего дня и своего носа, этот принцип кажется очень странным и вызывает смех. Но для Иисуса, Который учил людей принципам Своего вечного Царства, этот урок продолжал уже сказанное о кресте, отвержении себя, служении другим.
Нужно раздавать бедным и нуждающимся, потому что это единственно достойная растрата. Наш Господин не желает, чтобы мы охраняли Его ресурсы или расточали для себя. Он желает, чтобы мы их использовали для выкупа и прощения должников, освобождения заложников, помощи людям.
Нужно вкладывать в отношения, а не в свои карманы. Нужно приобретать друзей, пока есть возможность. Как много людей, которым мы помогли, которых простили, которым дали новый шанс, которых подняли, простили, поддержали?
Нужно быть верным в малом, чтобы из малого получить великое – новых друзей и вечные обители. Простить долг – это малое, по сравнению с вечной участью.
Тема о распоряжении богатством завершается вопросом о нашей верности и преданности Богу. Мы не можем служить двум господам, поэтому должны определиться, кому именно будем служить. Копить или тратить для себя – это служение богатству. Раздавать, помогая другим, - служение Богу. Бог не хочет, чтобы мы закапывали или охраняли доверенную Им собственность; Он ожидает, что мы будем пускать все ресурсы в ход (Матф. 25:24-30).
Это парадокс, но притча о неверном управителе учит нас верности. В чем эта верность? В том, чтобы служить только Богу, не богатству, и свободно обращаться с ресурсами, отдавая их, прощая, инвестируя в вечность. Как освободиться от этой материальной зависимости, от привязанности к «неправедному богатству»? Раздавая.
Наша жизненная ситуация похожа на то, что происходит время от времени на биржах. Акции вот-вот обесценятся. И единственно верная стратегия – сбрасывать их, избавляться от них, менять их на то, что останется в цене.
Многие советские люди откладывали свои рубли, чтобы у детей на счету в банке было небольшое наследство. Они не видели жизни, они проводили дни и годы в труде и болезнях. Но потом советская империя рухнула. А бумажки с образом Ленина потеряли всякую ценности. Сколько слез было пролито над бесполезными бумажками! А сколько могло быть радости, если бы мы тратили наши деньги на отношения и вечные ценности, а спустя время вспоминали, как догадливо помогли кому-то освободиться от долга, зависимости, нужды, безысходности!
Я помню, как в подростковом возрасте меня взволновала фраза Джима Эллиотта: «Вовсе не глупец тот, кто отдает то, что все равно не сможет удержать, чтобы приобрести вечные сокровища». Я записал эти слова в свой дневник и часто возвращался к ним. Наверное, вы помните историю Джима. Он родился в Портленде, штат Орегон, а погиб в далеком Эквадоре. Вместе с другими четырьмя миссионерами Джим решил доставить подарки индейцам племени аука. Все они погибли мученической смертью. И это не конец истории. Элизабет Эллиотт, жена Джима, решила остаться и служить убийцами своего мужа, в результате чего все племя обратилось в христианство.
Джим и Элизабет отдали не только свое, но и самих себя. Но разве они взамен не получили больше?
Раздавайте, чтобы приобрести похвалу господина
Мы не знаем многого в этой истории - какой урон управитель нанес господину, насколько тяжелым было состояние должников, как повлияли последние действия на положение дел в хозяйстве. Но знаем, что господин похвалил неверного управителя, одобрил его действия, сменил гнев на милость.
Это еще один важный урок. Похвала настоящего господина многого стоит. В ней есть и прощение за прошлое, и обещание «многого», когда неверному управителю будет доверено «богатство истинное». Настоящий господин не переживает о потраченных на доброе дело деньгах, он переживает о неиспользованных ресурсах. И он рад, что его управитель начинает понимать истину. Нужно, чтобы все работало, чтобы все ресурсы служили делу! Благополучие должников – важная часть успешного бизнеса. Нет ничего лучше ситуации, когда выигрывают все – должники ободряются, бизнес оживает, управителя все обнимают, господин принимает благодарности и подарки.
Вернемся к управителю. Догадливый работник не будет бороться за статус, держаться мертвой хваткой за свои привилегии. Он понимает, что его судьба – в руках господина. Он не спорит, не оправдывается. Он готовится дать отчет. Он признает свои ошибки, грехи, неверность. Он смотрит на свое пока еще влиятельное положение как на временный шанс, который нужно использовать, чтобы изменить свою репутацию и прославить своего господина.
Наша догадливость должна проявляться в том, чтобы распоряжаться ресурсами правильным образом – приобретать Господу славу милостивого и щедрого, заботливого и прощающего. Господин не стал гневаться на управителя, потому что списание долгов послужило его славе, утвердило его доброе имя. Что такое долги? Попробуй их верни. А «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притчи 22:1).
Здесь вопрос не только экономический. Ресурсы все равно будут потрачены, вопрос – на что? Время пребывания на должности закончится – а сколько людей смогут вспомнить меня добрым словом? Деньги скоро обесценятся – а что я смог приобрести на них, в какие вечные ценности вложить?
Урок притчи в том, что, все блага этой жизни имеют временную ценность. Их не нужно сберегать или накапливать. Их нужно раздавать, тратить, инвестировать, чтобы приобрести что-то более ценное – добрых друзей, вечные обители, похвалу господина. Не так важно, сколько ты расточил в прошлые годы. Всем нам есть чего бояться и стыдиться. Куда важнее другое – что мы будем делать в оставшееся время с теми возможностями и ресурсами, которые у нас пока еще есть?
Ответь же сегодня на вопросы этой притчи:
Что ты будешь делать с деньгами, которые сегодня есть, а завтра – нет?
Что ты будешь делать с должниками? Казнить нельзя помиловать?
Что ты напишешь в отчете господину?
Что скажет тебе господин?
Будут ли звать тебя в гости бывшие должники?
Примут ли тебя в вечные обители?
Комментариев нет
Отправить комментарий