Надо признать, что мы плохо умеем молиться. Даже о повседневных нуждах – о работе, семье, здоровье, отношениях с людьми. В лучшем случаем мы просим у Бога того, что отвечает нашей воле, нашему пониманию удобного и должного. Куда сложнее молиться в трудных обстоятельствах, в окружении врагов и бед.
Библия содержит достаточно много историй о том, как в критический для жизни момент люди обращались к Богу, и как Бог в ответ на их молитвы совершал чудеса. Эти истории не только рассказывают о том, что было и как Бог действовал. Эти истории учат нас, как нужно относиться к происходящему.
Что нужно делать в первую очередь? Правильно, молиться. Но как молиться правильно? Это самый главный вопрос.
Мы можем молиться правильно лишь тогда, когда имеем правильные представления о Боге. Библейский Бог обладает всей полнотой власти, и наша молитва к Нему должна основываться на полном подчинении своей воли перед Ним. Молитва – это не просьба дать нам то, что нам нужно. Молитва – это выражение нашего поклонения, смирения, послушания, прославления Бога как нашего Царя и Господина.
Если мы верим и знаем, что наш Бог благ и всемогущ, то доверяем Ему в том, что и когда Он сделает. Мы реже просим, все больше благодарим и прославляем. Даже если просим, то подчиняем свои желания Ему: «Да будет воля Твоя». Он и так все знает. Он и так с нами. Он и так действует для нашего блага. Он страдает с нами в наших бедах. Он укрепляет наши руки и сражается за нас. Прямо здесь и сейчас.
Одна из интереснейших библейских историй о спасении от неминуемой гибели и победе над превосходящими силами врага связана с именем пророка Елисея.
Когда на Израиль обрушились армии Сириян, Божий человек знал, что ему делать. Он не паниковал. Он спасал царя, предупреждая об опасности:
«И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли» (4-я Царств 6:9).
Когда же царь Сирийский понял, что спасение Израиля зависит от Божьего пророка, он решил схватить Елисея.
Ночью войска окружили город, где находился Божий человек. Казалось бы, последняя надежда Израиля погибнет здесь. Но это было лишь частью большой и чудесной истории.
Эта история – о том, как нам правильно молиться и правильно видеть все происходящее вокруг нас.
«Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (15:18).
Пророк не показывает никакой паники. У него нет никаких вопросов. Вопрос есть у слуги: «Что нам делать?». В ответ на этот вопрос звучит молитва.
Елисей молился не о том, чтобы Господь поспешил на помощь. Он знал, что помощь уже здесь. Все, что было нужно – доверять Богу. Но для ободрения своего слуги пророк попросил Господа открыть ему глаза на духовную реальность.
При этом Елисей молится о слепоте для врага:
«Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея» (18).
Господь делает слепых зрячими и зрячих слепыми. Тем самым Он показывает Свою верховную власть. Беспомощные сирияне покорно идут за Елисеем в столицу и прозревают лишь в окружении израильских войск. Казалось бы, вот он конец истории, обезоруженных врагов перережут и отпразднуют чудесную победу.
Но когда царь Израильский предлагает перебить беспомощных сириян, Елисей останавливает его:
«Не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему» (22).
Тем самым пророк предлагает более убедительную победу. Пророческие слова выражают не столько здравый смысл, сколько характер и добрую волю Самого Бога.
В этой истории поведение, советы и молитвы Елисея заслуживают особого внимания.
Во-первых, он говорит слуге: «не бойся». Не паникуй, помни о Божьей власти и силе.
Во-вторых, он говорит царю: «не убивай», то есть не спеши присваивать Божью победу и проявлять ненужную жестокость.
В-третьих, «накорми и отпусти» врагов, то есть прояви рассудительность и покажи свою силу в добре, покажи им, что ты – другой, не подлый, не злой как эти захватчики.
При этом Елисей молится к Богу и о своих людях, и о врагах. Интересно, как и о чем он просит.
Во-первых, он молит Господа: «открой глаза» нашим людям, чтобы они увидели всю полноту реальности, увидели армии ангелов и Божье присутствие в самой трудной ситуации.
Во-вторых, он просит Господа обезоружить врагов: «порази их слепотою», чтобы они стали беспомощными, а потом «открой глаза им», чтобы они увидели, где они находятся и в каком положении.
В результате, Израильтяне были спасены, а их враги сирияне были помилованы для того, чтобы и те, и другие могли стать свидетелями силы и милости нашего Бога.
Своими советами и молитвами Елисей говорит каждому из нас: не поддавайся панике, уповай на Божью власть и силу, не культивируй ненависть и жестокость, и не будь слепым как враги.
Следуя этим добрым советам, мы должны молиться о правильном видении для себя и прозрении для врагов.
Пусть Господь покажет в минуты нашей растерянности, Свои армии ангелов, Свою силу и славу.
И пусть враги ослепнут в своей самоуверенности, чтобы потом прозреть в беспомощности и смириться под Божьей властью, чтобы никогда больше не воевать против Божьего народа, чтобы со страхом и трепетом рассказывать своим детям и внукам о силе и милости великого Бога Израиля.
Комментариев нет
Отправить комментарий