Предлагая Своим слушателям притчи о Царстве Божьем, Иисус приглашал их задуматься о том, как они могут и должны жить здесь и сейчас в присутствии Царства и Царя. Он говорил не о далеком будущем, но о той подлинной реальности, которую мы должны увидеть сквозь вполне обычные вещи, поступки или события.
Притчи Иисуса не просто приоткрывали перед людьми реальность и природу Божьего Царства, но и приглашали определиться в отношении к этому откровению: как ты слушаешь, какой путь выбираешь, с кем ты себя отождествляешь, как будешь жить дальше?
Две краткие причти Иисуса о скрытом сокровище и дорогой жемчужине акцентируют этот момент выбора: тебе открылось самое ценное – что ты теперь будешь делать?
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Матф. 13:44-46).
Что общего у этих двух историй? Человек находит что-то очень ценное, ради чего продает все. О какой ценности идет речь? О Царстве Божьем или Царстве Небес.
Своими притчами Иисус открывал нам окна и двери в Божье Царство, показывал его необычную природы и приглашал войти в него, как входят в малозаметную дверь.
Мы говорим так не бывает! А Иисус рассказывает истории из обычной жизни и показывает, что даже в обычной жизни бывает много чудесного, и это чудесное указывает нам на еще более чудесное чудо – на Царство Божье. Да, Матфей называет Царство Божье Царство Небесным, но это одно и то же.
Притчи о Царство вписываются в общий план Евангелия от Матфея, где Иисус показан Царем. Также они продолжают главную мысль Нагорной Проповеди: ищите Царства, которое мало похоже на царства земные и требует наших особых усилий.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»(Матф. 6:33), - эти слова побуждают нас искать и указывают верное направление наших поисков.
Важно заметить, что Иисус поощряет не просто пассивные ожидания, но и активные усилия в поиске Царства:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7:7-8).
Подобным образом, в притчах о сокровище и жемчужине Иисус поощряет наши усилия – искать, приобретать, дорожить. Искать – означает не только ожидать будущего или готовиться к нему, но также прославлять Царя и воплощать ценности Его Царства уже сейчас.
Итак, что мы видим в этих двух притчах?
Мы видим, что ищущие находят. Мы видим прилежных и потому удачливых людей, которые находят драгоценность, ради которой продают все, что имеют. Они ищут, прилагают все старания, чтобы найти скрытое на поле или выбрать одну жемчужину из многих. Они жертвуют всем ради своей находки.
Обычно мы говорим о спасении, что оно дается даром. Но здесь подчеркивается еще одна важная мысль: ты можешь принять спасение, ты можешь принять Божье Царство только тогда, когда взамен откажешься от всего, что у тебя было, когда ты продашь все, или, скажем иначе, оставишь, выбросишь все прочее.
Я еще в детстве узнал радость случайной находки. Нет, конечно же, я не искал жемчужин, я их до сих пор не видел. Но, начитавшись книг, я мечтал найти сокровище где-нибудь в старом доме, лесу или поле. Или хотя бы немного денег. Иногда они попадались – чаще копейки, реже рубли. Тогда можно было купить себе мороженого или стакан квасу.
Но в этих притчах мы видим несколько иное. Драгоценность, которую находят, требует взамен всего, что у нас было. То есть это находка, но особого рода. Мы находим то, ради чего мы должны все потерять, от всего отказаться, все продать, все обменять.
И здесь все не так просто. Понятно, что в сравнении с ценностью вечной жизни в Царствии Божьем все временные ценности покажутся мусором, но на деле от них редко кто готов отказаться, ведь в Царство Божье нужно поверить, а деньги и без веры «работают».
Поверить в Бога означает разувериться во всем другом, принять Иисуса означает отказаться от всего прочего как мусора. Это условие «сделки». Только так можно получить доступ к сокровищу, только так жемчужина может стать нашей.
Эти две притчи подчеркивают величайшую ценность Царства, а также не совсем обычную форму, в которой Царство проявляется. Все думали, что Царство придет видимым образом в самом конце времен – в силе и торжестве. Здесь же Иисус говорит о Царстве как не для всех очевидном и доступном сокровище. Его нужно искать, за него нужно все отдать. Его нужно искать сейчас – в поле, в море, на рынке, в гуще обычной жизни.
В конце концов, Царство Божье приходит в лице Самого Царя, но Царя умаленного и отвергнутого. Но не все увидели в Нем драгоценность, большинство Его просто отвергло.
«Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас, верующих,драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1 Петра 2:6-7).
Что Иисус говорит нам сегодня этими притчами?
В-первых, ищи пока не найдешь. Твое сердце не успокоится, пока не найдет Христа и Его Царство.
Во-вторых, отдай все, чтобы приобрести и не потерять. Не торгуйся, настоящее сокровище стоит всей твоей жизни, без него твоя жизнь – ничто. Не разменивай свою жизнь на многие вещи, настоящая драгоценность может быть только одна. Как говорил Августин Блаженный, «Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого».
Как будет выглядеть жизнь человека, нашедшего настоящее сокровище?
Он будет радоваться находке и ценить сокровище выше всего. Он не будет суетиться и копить ненужное, не будет привязывать свое сердце к временными вещам.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:19-21), - учит Иисус в Нагорной проповеди.
Здесь есть очень интересный момент. Покупая настоящую драгоценность, о которой говорит Иисус, ты не теряешь, ты приобретаешь. Обычно мы смотрим на то, что мы заплатили, от чего отказались. Но здесь нужно смотреть на то, что мы приобрели – Царство Божье, расположение Царя, вечную жизнь.
Меня не оставляет равнодушным сильная сцена из фильма «Список Шиндлера», в которой главный герой – немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер принимает благодарности от спасенных им евреев и со слезами признается, что мог бы сделать гораздо больше, мог бы обменять свои деньги, золото, машину на жизнь еще многих узников. Авантюрист Шиндлер, наконец, понял, что его деньги и золото, его кольцо и машина – ничто в сравнении с ценностью человеческой жизни. Он раздал почти все. Потому что понял, что это мусор. Но что он купил? На что он обменял мусор? Он спас жизнь людей, он помог многим. Но купил ли он для себя настоящее сокровище? Что он купил взамен своих былых сокровищ?
Давайте посмотрим на то, чего нет в истории об Оскаре Шиндлере, но что есть в притчах Иисуса. Там есть то, ради чего стоит делать доброе. Там есть то, что оправдывает и вознаграждает.
Раздать – это хорошо, помочь другим – хорошо. Но Евангелие – это не о добрых делах. Это о сокровище, которое Иисус дает каждому, кто готов отказаться от своих владений и признать Его Господином.
Если ты просто раздал, но не получил настоящее сокровище, то ты достоин уважения. Но это не делает тебя счастливым. Для того, чтобы здесь на земле уверенно и спокойно раздавать, тебе нужно иметь сокровище на небесах, иметь Божье обещание, что у тебя есть место на небе, что, раздавая здесь, ты можешь собирать там.
Тот, кто встретил, узнал и признал Царя в Иисусе, свое сокровище никогда не потеряет. Он будет смело раздавать здесь, чтобы собирать там. Вспоминается еще одна история из этого же Евангелия от Матфея:
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф. 19:16-22).
Юноша говорит как все мы: я не сделал ничего плохого. А Иисус говорит: это хорошо, что ты не сделал плохого. А что ты сделал хорошего? Может хватит оправдывать себя тем, что ты не сделал. А что ты сделал?
А что я сделал? Раздал ли я свои сокровища земные ради драгоценности небесной? Решился ли я на эту сделку всей жизни?
Купил ли я жемчужину? Или считаю ее слишком дорогой, или все еще держу свои гроши в зажатом кулаке?
Где ты ищешь и собираешь свои сокровища?
К чему привязано твое сердце?
Нашел ли настоящее сокровище?
Что ты готов сделать, что готов отдать за настоящую драгоценность?
Что ты будешь делать с земными сокровищами, когда найдешь сокровище небесное?
Что ты будешь делать?
Комментариев нет
Отправить комментарий