Притча об отце, двух сыновьях и Царстве Божьем
А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Матф. 21:28-32)
Обычно эту притчу называют притчей о двух сыновьях. Но, как по мне, это название обедняет суть притчи. Чего-то здесь не хватает.
Мы фокусируемся на сыновьях, забывая, что их поведение – лишь иллюстрация какой-то более глубокой и масштабной истины.
Если это всего лишь притча о двух сыновьях, мы погружаемся в семейно-бытовую тематику - сравниваем поведение сыновей, вспоминаем свой опыт, думаем о хороших и плохих детях.
В этом случае наше понимание притчи сильно приземляется. Мы упускаем из вида фигуру Отца и тему Царства Божьего.
Напомню, что Иисус приводит эту притчу в продолжение разговора с первосвященниками и старейшинами о природе Своей власти. До этого Он вспоминал Иоанна Крестителя, что они и тому не поверили. Теперь же не верят Иисусу и постоянно оспаривают Его власть.
Притча о сыновьях – не просто о сыновьях-лентяях, это притча об отвержении Отца, о противлении Его авторитету и власти. Она показывает печальные последствия для каждого, кто знал волю Божью, но отверг Ее; кто слышал призыв Иисуса, но пренебрег Им.
Учитывая весь этот контекст, притчу стоило бы назвать так: об Отце, двух сыновьях и Царстве Божьем.
Как эти три темы связаны?
В этой притче Отец призывает своих сыновей поработать в семейном винограднике.
Отец предлагает сыновьям трудиться, чтобы затем наследовать. Через послушание, через выполнение воли отца у сыновей открывается перспектива. Без послушания и труда перспектива не открывается.
Мы видим в этой притче Отца заботливым, терпеливым, ожидающим, при этом серьезным и требовательным.
А вот сыновья показывают себя не очень хорошо.
Первый сын отвечает грубо: «Не хочу». Хотя после этого раскаивается и таки отправляется на работу в отцовский виноградник.
Второй отвечает уважительно и послушно: «Иду, государь», но даже не думает выполнять обещанное. Он говорит одно, а делает другое.
Своим толкованием этой притчи Иисус говорит, что Царство Божье – для тех, кто поверил и пошел, кто сказал Богу «да» и сдержал данное слово.
Здесь «поверил» – не просто послушался и сделал, но вполне доверился, отдал себя в послушание, во власть Отца.
В этой притче отец – это Бог. Первый сын представляет всех грешников, которые были непокорны, но услышали призыв Иоанна Крестителя к покаянию и раскаялись. Второй сын представляет всех религиозных лидеров, которые на словах былипослушны Богу, но отказались принять послание, переданное через Иоанна. Стих 32 показывает, что они не поверили дважды, они упорствовали в неверии, так как не обратились даже при виде покаяния мытарей и блудниц. Самоправедники не попадают в Царство Божье, на их место становятся раскаявшиеся грешники.
Грешники упорствующие, отвергающие призыв Отца, получают осуждение. А грешники смирившиеся и послушавшие Отца получают прощение и оправдание.
Оба сына в притче были грешниками, оба нарушили волю Отца, никто из них не выполнил Его волю сразу. Различие в другом – один сын раскаялся в неправильном выборе, а второй так и остался жить в обмане и непослушании.
Эта притча не о плохом сыне и хорошем сыне. Не так просто. Здесь мы видим одинаково грешных детей, но один использует свой шанс вернуться к Отцу, а второй не видит никакой проблемы. Царство Божье наполняется плачущими грешниками, а самодостаточные и самообманутые самоправедники остаются вне, потому что даже не стараются туда попасть.
Итак, о чем же эта притча?
Во-первых, эта притча – о поспешных словах и легкомысленных решениях. О непоследовательности, незрелости и двоедушии. О том, что слова не всегда много значат. О том, что можно сказать «да», но жить как будто «нет». О том, что не нужно спешить с ответом и решением. О том, что не нужно откладывать исполнение, если слово дал и решение принял. О том, что нужно быть честным: если не хочешь – так и скажи, не обманывай. О том, что «да» должно значит ДА, что слова и дела не должны расходиться.
Во-вторых, эта притча – об упущенных возможностях начать и прожить свою жизнь правильно, в послушании Отцу. О том, что далеко не все начинают жизнь правильно, почти никто не упускает возможности упустить возможность. О том, что мы, зная о любви нашего Отца, злоупотребляем Его терпением и добротой.
В-третьих, эта притча – о том, что люди способны меняться. О том, что наше нынешнее состояние – еще не конец истории. О том, что начинающий хорошо не всегда финиширует. О том, что начинающий плохо может исправить свое положение. О том, что не стоит спешить с выводами о людях, пока они живут – их история может принять самый неожиданный поворот. О том, что венчает не начало, а конец. О том, что лучше плохо начать, но затем исправиться. О том, что последние дела бывают больше первых (Откр. 2:19). О том, что наш терпеливый Отец дает второй шанс. О том, что осознающему себя грешником легче вернуться к Отцу, чем самоправедному лицемеру увидеть свое печальное положение и признать свою нужду в спасении.
В-четвертых, эта притча – о любящем Отце и непослушных детях. О том, что наше будущее зависит от послушания Отцу. О том, что неуважение, неверие, непослушание – страшнее всего. О том, что хорошенькие на вид детки не всегда серьезно относятся к своим обещаниям. О том, как самоуверенные не слушаются. О том, что честный бунтарь лучше скрытого самовольника. О том, что за одного битого двух небитых дают. О том, что Отец ждет, пока дети одумаются, и принимает их.
Чему же притча нас учит?
Во-первых, притча учит тому, что мы должны быть верны своим словам. Первый урок притчи может звучать так: не будь двоедушным и лживым, не порти жизнь малой, а затем и большой ложью. Не прикрывай красивыми словами гордость и упорство. Сказав Богу «да», живи так как сказал, как обещал. Не смотри назад. Не думай о запасных вариантах. Держи свое слово.
Во-вторых, притча призывает нас не терять своё преимущество. Второй урок говорит: начни правильно и не испорти начатое, не потеряй свое первородство. У тебя такой прекрасный Отец, а с Ним – такое большое будущее! Если ты потеряешь свою перспективу и лишишься наследства – то это только по твоей собственной вине. Отец приготовил тебе все, что нужно. Просто сделай, как Он говорит. Не разрушай свою жизнь.
В-третьих, притча говорит каждому из нас: не упусти свой второй шанс, шанс на добрые перемены. Если ты начал плохо, еще можно исправиться. Так было в моей жизни. Бог дал мне второй шанс, и третий. Я счастлив, что Отец был со мной долготерпеливым. Это меня спасло.
Но Его терпение не будет делиться вечно. Не отчаивайся, будто все потеряно. Не утешай себя, будто у тебя много времени. Возможно, у тебя последний шанс.
Помни, твое нынешнее положение - еще не конец истории. То, что ты сейчас делаешь или не делаешь, это не конец. Хорошие могут испортиться, плохие могут исправиться.
Знай, что в Царство войдут только грешники. Грешникам легче поверить, а тем, кто привык считать себя правильными и лучшими, - гораздо сложнее. Поэтому блудницы и мытари – впереди фарисеев. Им быстрее доходит, потому что они хотят слышать, понимая свое отчаянное положение.
Учти, что грешниками были оба сына, раскаяние нужно обоим. Разница даже не в том, кто как и в чем согрешил. Разница в том, что первый осознал себя грешником и раскаялся, а второй так ничего и не понял.
Самый страшный грех – не какое-то преступление, а обычное, бытовое неверие и отсутствие раскаяния за неверие, спокойное пренебрежение Божьим приглашением.
В-четвертых, притча учит нас, что послушание Отцу главнее всего. Четвертый урок гласит: будь послушен Отцу, потому что от этого зависит твое будущее. Не лишай себя будущего, не ломай свою жизнь.
Понятно, что мало кто хочет работать в винограднике. Сад и поле не популярное место. А вот быстрые деньги и легкие удовольствия манят всегда. Но они крадут у тебя будущее. Будущее детей – в послушании Отцу. Исполнить волю Отца – значит не только работать в винограднике, но и в конце всего войти в Его Царство.
Читая эту притчу в Евангелии от Матфея, постарайся ее услышать, точнее постарайся услышать голос Иисуса, обращенный к тебе. Спроси себя: что я сказал Богу и что я сделал? Как я начал? И где я теперь?
Увы, ты не можешь начать с начала, но ты можешь изменить свою жизнь через раскаяние.
То, что ты сделал со своей жизнью, не радует Отца. Ты работал в чужих виноградниках, ты тратил деньги в барах и казино, ты разбил свою жизнь, потерял здоровье и красоту, а Отец терпеливо ждал. Но Он поможет тебе все исправить, если ты, раскаявшись, ответишь на Его призыв и вернешься домой.
Подумай еще вот о чем: разве может быть что-то лучше труда вместе с Отцом в Его винограднике? Чем же тогда таким важным ты был занят? На что ты потратил свою жизнь?
У тебя уже нет времени идти, так что беги что есть силы.
Уже вечереет. А Отец все приглашает. Виноградник пока ждет. Божье Царство еще открыто.
Комментариев нет
Отправить комментарий