Притча о Господине, рабах и талантах (Мать. 25:14-30)
Притча о талантах – одна из самых популярных. Долгие годы я видел в ней поощрение к труду, активности, предприимчивости. Последние же годы мой интерес сместился от талантов к самому Господину, точнее к тому, как в этой истории раскрывается Его характер и Его ожидания по отношению ко мне. То есть тема активности уступила место теме верности.
Раньше я думал о том, что мне делать с подаренными возможностями. Сейчас думаю о том, как я должен понимать Господина и Его волю, чтобы быть верным Ему слугой и трудиться не ради реализации «своих» талантов и возможностей, но ради созидания Его Царства. Ведь в этой притче все – Его: слуги, таланты, имение. Понимая это, начинаешь думать не о своем успехе, но о «радости Господина своего», т.е. о том, чтобы угодить Ему и быть званым на вечный пир. Но сперва вспомним саму притчу.
«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта.
И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. 25:14-30).
Что это за история? Довольно обычная и понятная история из жизни.
Хозяин дает задание и на время уезжает. Возвращаясь, он награждает добрых и верных рабов и наказывает того, кто оказался ленивым и лукавым. Интересные детали: он дает довольно много денег, он обеспечивает своих слуг финансами, но также ожидает прибыли.
Главная мысль здесь довольно проста: каждый из нас – слуга Божий, призванный проявить верность Господину в распоряжении доверенными талантами для созидания Его Царства.
Каков контекст этой притчи? Она рассказывается в ходе бесед о Втором пришествии, о явлении Сына Человеческого. Выше мы находим притчу о женихе и десяти девах. Притча о талантах продолжает ту же тему о готовности: «…ибо…». Ниже, после притчи о талантах мы находим картина будущего суда над народами, при котором все разделятся на овец и козлов, благословенных и проклятых. Т.е. соседние темы – это тема готовности ко встрече Жениха и тема последнего суда над делами людей.
Притча о талантах во многом похожа на притчу о минах (Луки 19:11-27), говорящую об Израиле в свете скорого откровения Царства Божьего, о восхождении Иисуса в Иерусалим, о принявших и не принявших Царя и Его волю. В сравнении с ней притча о талантах выделяется ярким эсхатологическим фоном.
Что нас удивляет в этой притче? Удивляет многое.
Почему всем дали разное количество талантов?
Почему имеющему дается, а у неимеющего отнимается?
Почему Господин так жесток с тем рабом, кому досталось меньше талантов?
Почему за обычную лень и бытовое лукавство полагается тьма внешняя и скрежет зубов?
Разве это справедливо?
На первые взгляд кажется, что «это уже слишком». Но если задуматься, то все так и есть: дали всем довольно много, Господин вовсе не жесток, а итог вполне закономерен. Лукавство, лень, противление, бунт начинаются с малого, но ведут нас прямиком в ад. Большая награда также начинается с малого – с верности в доверенных финансах.
Как и многие другие притчи, эта аллегория подчеркивает важность послушания Господину, т.е. Иисусу как Господину. Или мы собираем с Ним, или расточаем Его имение (Матф. 12:30). Или мы делим с Ним ответственность и радость, или выставляем себя вон.
Что должно быть в центре нашего внимания при рассмотрении этой притчи?
Хотя притчу называют притчей о талантах, но основное внимание уделяется отношениям между Господином и слугами. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит как…» (25:13-14).
Отношения между Господином и рабами – это главное. А притча о талантах – иллюстрация.
Господин обеспечивает финансами, не торопит и не контролирует жестко, дает свободу и время. Его слуги живут лучше, чем многие свободные. Быть слугой такого Господина – привилегия, честь, счастье.
А что же рабы? В отсутствие Господина рабы могу делать все, что хотят, поэтому в этой свободе проявляется их настоящий характер.
Разве не должны рабы выполнять любое задание Господина?
Почему же некоторые из них не только не выполняют задание, но даже ставят под сомнение власть Господина?
Потому что верные рабы выбрали послушание. Лукавый раб выбрал противление.
Прилежные рабы приложили все старания, чтобы заработать сто процентов прибыли.
Ленивый раб мог бы просто отдать свой талант в качестве банковского депозита и получить прибыль даже без всякой дополнительной работы, но он не сделал даже того. Более того, оправдывая себя, он бросает вызов Господину, ставит под сомнение его доброе имя и его власть. Закопанный талант говорит о своеволии раба: я не буду трудиться на Господина, я не признаю Его и не желаю процветания Его Царству. Закопав талант, раб жил в свое удовольствие, пользуясь имением Господина как своим собственным, растрачивая дни и возможности.
Отношение рабов к талантам – это экзамен на верность. Господин доверил слугам целое имение, и каждому дал долю ответственности. Здесь нет ничего личного, здесь все царское.
Обычно мы спрашиваем: а таланты – это что? Личные способности? Но в имении господина не может быть ничего нашего, ничего личного. Быть может, талант – это моя ответственность за распоряжение Божьим даром – благодатью, за распространение Евангелия Царства? Какие таланты нам дал Господин для управления своим имением? Все, что есть, - от Него и для Него. Все это Его, не наше. И это должно быть намного дороже наших ограниченных человеческих способностей. Это не о реализации своих дарований. Это о служении Его царству и возвещении Доброй вести. В этом смысле талант – мера нашего понимания, дарования и ответственности в провозглашении Божьего Царства. Даже книжники и фарисеи получили свою долю в понимании Царства, но пренебрегли ей и воспротивились Господину. А мы, понимаем ли мы доверенными нам возможности как призвание послужить Царю и Царству?
Как же мы должны толковать содержание этой притчи?
Господин в этой притче – это сам Иисус. Его путешествие – это время между первым и вторым пришествиями. Рабы – это Его ученики, среди которые есть верные и неверные. Талант – эквивалент двадцатилетнего среднего заработка. Здесь талант нужно понимать как подаренную возможность умножить благосостояние Господина. Наша активность в служении Господину и Его Царству обернется наградой и участием в празднике (радости) Господина. Наше же противление Господину и небрежность в отношении к Его поручению погубят нас.
Как же мы должны понимать смысл этой притчи?
Этой притчей Иисус говорит о Себе – что Он пришел Царем неузнанным, но вернется Царем в силе и славе. Сын человеческий покажет всю свою власть над теми, которые Его отвергли и высмеяли. А также вознаградит тех, которые служили Ему беспрекословно и усердно – в меру своей ответственности за провозглашение Евангелия Царства.
Эта притча не о личном таланте и его реализации, эта притча – о нашем месте в Божьем Царстве. Она отвечает на вопрос: как мы должны жить в ожидании возвращения Иисуса? Закопать талант – ничего не делать для Царя и Царства. Приобретать таланты – значит активно трудиться для процветания Царства и радости Царя.
Согласно морали этой притчи, мы как верные слуги должны трудиться в имении Господина, выполняя Его поручение, умножая полученные таланты, созидая Его Царство.
Как мы реагируем на эту историю?
Что мы скажем в ответ на эту историю Иисуса? Что это не о нас? Что у нас нет талантов? Что мы маленькие простые люди?
А разве мы не похожи на книжников, которым было открыто достаточно много о Царстве Божьем, но которые противились и не слушались? Что мы знаем, что нам открыто, что нам дано, и что мы с этим делаем? Служим ли мы Царству? Или тормозим Его пришествие?
Как мы распоряжаемся нашими талантами, даже если это «просто финансы»? Используем ли мы их для Царства Божьего и Его роста?
Кем мы видим себя в этой истории Иисуса – добрыми и верными или лукавыми и ленивыми?
Чему мы должны научиться в отношении к талантам и давшему их Господину?
Во-первых, эта притча поощряет наше активное и предприимчивое отношение к доверенным талантам.
Каждый талант требует усердия.
Не нужно считать и пересчитывать таланты, нужно их активнее использовать.
Мы должны быть верными в малом, понимая, что каждому дается по силам и «не все сразу».
Мы должны помнить, что наше будущее зависит не от количества полученных талантов, но от нашей верности и активности в распоряжении ими.
Во-вторых, эта притча поощряет наше верное и послушное отношение к Господину.
Господин нам доверяет, дает возможность проявить себя. Наше отношение к талантам показывает наше настоящее отношение к Господину.
Эта притча говорит не столько о талантах, сколько о нашем отношении к Господину и Его поручению. Как мы Его слушаем и слушаемся? Как должны относиться к Его заданию?
Помни, что если в этом малом ты не верен, то во многом – тем более. Начни наводить порядок в своих центах, долларах и талантах, и ты увидишь успех, рост и перспективу, а самое главное - радость своего Господина.
Мы должны употреблять полученные таланты в дело, принося прибыль Господину, не себе. Это не наш бизнес, это Царство Божье, в этом есть свои ограничения, но в этом же открывается ошеломляющая перспектива.
Мы должны помнить, что наше личное счастье связано с наступлением Царства Божьего, которому мы служим и в котором получим свою награду.
Господь награждает добрых и верных и наказывает ленивых и лукавых.
Мы должны быть трудолюбивыми и верными на протяжении «долгого времени», не должны допускать лень и лукавство.
Мы не должны обсуждать поручение Господина, повторять плохие слухи о Нем и проявлять непокорность Ему.
Мы должны делать свое дело как добрые и верные рабы, не обращая внимания на слова ленивых и лукавых.
Притча заканчивается наградой верных и наказанием лукавых
Мы узнаем о том, что Господин хочет видеть в своих слугах, как Он оценивает их.
Что может погубить нас? Не столько лень и нерадение, сколько искаженное представление о Господине.
Что может обогатить нас? Не столько особая изобретательность, сколько простая верность в распоряжении малым.
Возникают ли у нас вопросы после прочтения этой притчи? Если вопросов нет, то мы так и не услышали Иисуса, или же услышали, но закрыли свое сердце для Его слов.
Давайте подумаем о трех вопросах, которые должны возникнуть у нас по ходу размышления о прочитанной истории.
Как я использую данные Богом возможности?
Как нам вести себя, когда хозяин дал распоряжения и на время ушел? Что нам делать в ожидании Его возвращения?
Как мы ведем свой бизнес, когда у нас есть возможность и свобода действовать, но нет контроля? Как мы распоряжаемся тем, что нам доверено?
Все, что у нас есть, дано нам Богом. И у нас есть время это пустить в дело. Как мы это делаем?
Прежде чем подумать о духовных смыслах, подумаем о буквальных: как мы распоряжаемся финансами, которые доверил нам Бог?
Неужели мне дали так мало, что я могу оправдать свои обиды и зависть, лукавство и лень?
Я думаю, что мне дали меньше, мало, но как я использую то, что есть? Хватает ли у меня ума и трудолюбия распорядиться доверенным? Зачем же мне больше, если я не могу дать ладу с тем, что есть?
Если ты получил меньше, это не повод для обиды. Может быть, твоя задача в том, чтобы из меньшего извлечь больше? Может это испытание твоей верности в малом? Это твой шанс, не пропусти его. Как вы думаете, кто получит большую награду? Тот, кто получил пять талантов и заработал пять? Или же тот, кто получил один, а заработал десять?
Будем помнить: Господь смотрит не на объем наших талантов, но на объем наших усилий
Что я думаю о моем Господине и как отношусь к Его Царству?
Кто тебе сказал, что Господин жестокий? Зачем ты позволил сатане вложить это в твои уши и зачем ты принял эту ложь в свое сердце?
Господин тебе доверил много. Разве один талант - это так мало? Это двадцать лет работы. А ты просто получил это для старта. И ты жалуешься? И ты обсуждаешь хозяина? Как ты позволил лжи так одурманить тебя? Насколько же ты неблагодарный, завистливый, лукавый и ленивый!
Не так опасна лень, как ложь о нашем щедром и справедливом Господине, которая убивает мотивацию и превращает слуг в лентяев или даже мятежников.
Если ты говоришь в себе: это не мое дело, я не хочу работать на кого-то, ты никогда ничего не заработаешь. Нет большего счастья и нет большей награды, чем трудиться для Христа и Его Царства.
Задумайся и определись, кем ты хочешь быть – верным или лукавым? Зная о том, чем все закончится, только безумный будет закапывать талант и спорить с Господином. Пока не поздно, используй все полученные таланты для славы Господина. Если закопал, откопай сегодня же и немедленно пусти в дело Евангелия!
Будь же верным своему Господину в распоряжении каждым доверенным талантом, чтобы радовать Царя и радоваться вместе с Ним в Его Царстве!
Комментариев нет
Отправить комментарий