Каждый раз, когда предстоит какое-то важное событие, я жду его и волнуюсь. Иногда волнуюсь до такой степени, что не могу дождаться. Я просыпаюсь ночью несколько раз, чтобы не проспать и быть готовым. Проверяю документы и вещи. Готовлю одежду. Продумываю каждое слово. Я начинаю готовиться заранее. И чем важнее событие, чем раньше я начинаю готовиться.
У меня вопрос о Вечере Господней. Насколько важной является это таинство для нас?
Волнуемся ли мы перед ним? Уверен, мы должны волноваться.
Особенно если учесть, что наша следующая Вечеря может быть уже в Царстве Божьем, и что каждая земная Вечеря – это тест, экзамен, проверка, подготовка, репетиция (повторение) перед той финальной Вечерей Агнца, вечной, небесной, славной, торжественной.
Вот что мы читаем в Евангелии от Луки:
"Когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием" (Луки 22:14-16).
Иисус очень хотел разделить последний пасхальный ужин с учениками, потому что следующий раз они соберутся уже в Царствии Божием.
С тех пор мы продолжаем эту традицию, совершаем то, что Иисус заповедал нам совершать в Его воспоминание, пока Он не вернется, пока не наступит Его Царство. Так что мы совершаем Вечерю в ожидании, в предвкушении Царства.
Первая Вечеря тоже была наполнена ожиданием – что же будет дальше? Как исполнятся все эти странные слова Иисуса? И что значит наступление Царства Божьего?
Я думаю, что все ученики замерли при словах Иисуса о следующей Вечере в Царствии. Никто не захотел бы это пропустить. А вы не боитесь ее пропустить?
Представьте: Иисус будет вкушать торжественно пасху, будет настоящий пир. Но буду ли там я?
И потому в каждой Вечере наряду с воспоминанием страданий Христовых есть элемент торжества, торжественного ожидания следующей встречи. А также волнения. Когда ты волнуешься, тебе не до еды.
Здесь я хочу обратить внимание на детали, которые мы редко осмысливаем.
Вечеря Господня с учениками была торжественной и простой. На столе было то же, что у обычных людей, но настроение, атмосфера, содержание бесед – все было другим, необычным.
Пища была символической. Она указывала на что-то более важное.
Вечеря для нас – это воспоминания о Христовой жертве, но также это символ нашего трезвого ожидания и общения с Богом через Иисуса Христа. Да, на столе есть вино, но это особенное вино, которое не пьянит, а оживляет и укрепляет.
Увы, у людей все легко превращается в противоположность. Уже у первых христиан вместо Вечери нередко случалась антивечеря – беззаботное веселие в отсутствие Господина, где богатые мнили себя господами и унижали бедных и менее достойных. Поэтому апостол Павел предупреждал, что такое участие – недостойное и грешное (1 Кор. 11:17-34).
Мы должны ужинать так, как ужинают ожидающие возвращения Господина и вечери с Ним в Царствии Его.
Что это значит?
Здесь вспоминаются еще два текста из Евангелия от Луки, которые помогут нам связать вместе две большие темы – Вечери Господней и нашей готовности к возвращению Иисуса.
Говоря о последнем времени, Иисус увещевал учеников следить за собой, бодрствовать и молиться:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лук. 21:34-36).
Здесь звучит очень важная мысль: вместо домыслов о том, как и когда вернется Господин, нам лучше заняться собой, своим сердцем и духовной диетой. Увы, как правило, мы развлекаем себя вместо того, чтобы укрепляться и развиваться, тренироваться и готовиться к важнейшему в жизни событию.
А чем же нужно питаться, чтобы поддерживать себя в форме? Мы знаем уже из Ветхого завета, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3). А в Новом завете Сам Иисус говорит: «вкушающий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:57). Стоит проверить свою диету: что мы вкушаем, чем себя питаем – какой информацией, какими удовольствиями, ощущениями, мечтами и ожиданиями?
Почему так важно следить за собой, своей диетой, своей формой? Если мы не соблюдаем духовную дисциплину, мы не сможем подняться навстречу Господину. Если мы не смотрим за собою, то даже зная точно дни и сроки, мы не будем готовы.
Наша готовность к возвращению Господина – это не домыслы о том, как все будет, не вычисления того самого дня, это работа над собой.
А как это? Сколько нам нужно работать над собой? Хватит ли часа, дня, недели? Нет, не хватит.
Вся наша жизнь должна быть наполнена ожиданием и служением. Что бы мы не делали, мы не должны расслабляться так, будто у нас впереди много времени, будто Господин вернется не скоро.
Об этом – одна из самых тревожных притч Иисуса:
«Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук. 12:40-46).
Иисус напоминает, что нам как Его слугам поручено служить – заботиться о других, а не развлекать себя. Господин вернется внезапно. Но того, кто верно служит, внезапность не беспокоит, он всегда готов.
Внезапность губительна для тех, кто не выполняет своих обязанностей и развлекается в отсутствие господина. Губит не внезапность, а беззаботность, лень, неготовность.
Не думай, что ты сможешь привести себя в порядок за несколько минут, если ты пьянствовал и безобразничал днями и даже неделями.
Итак, тот, кто ожидает возвращение Господина, не сядет пировать раньше времени.
Он будет следить за собой и верно служить, понимая, что Господин вот-вот вернется.
Возвращаясь к теме Вечери Господней, хочу задать простой вопрос: как вы думаете, можно ли достойно участвовать в Вечере Господней, если я начал готовиться к ней лишь сегодня утром?
Кстати, стоит спросить себя еще и об этом: а чем я занимался всю неделю? Чем вообще заполнена моя жизнь? Ожиданием и приготовлением или безделием и развлечением?
Как я участвую в Вечере – как трудолюбивый и верный, бодрый и ожидающий возвращения Господа раб, или же как беззаботный и ленивый, опьяневшей и обнаглевший слуга?
Каждая Вечеря здесь на земле – напоминание о небесном пире, то есть о возвращающемся Царе и наступающем Царствии. Пусть символы, находящиеся перед нами на столе во время Вечери Гсоподней, наполнят нас святым беспокойством, пусть мы не перестанем спрашивать и испытывать себя: готов ли я к возвращению Господина?
Комментариев нет
Отправить комментарий