Мы называем Вечерю воспоминанием, потому что ее участники регулярно совершают это установление в память об Иисусе и Его жертве за них. Они не только помнят, они постоянно освежают, обновляют свою память, оставляя в ней центральное место за Иисусом.
Вечерю Господню нужно повторять каждый месяц или даже чаще. Потому что это воспоминание. А память устроена так, что лишь повторяющиеся события или переживания остаются в центре нашей внутренней жизни. Если ты к ним не возвращаешься, то они уходят в туман. Если же ты их ценишь, то вновь и вновь обращаешься к ним, переосмысливаешь, переживаешь, вспоминаешь.
Христос Сам сказал о Вечере, что это Воспоминание:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание» (Луки 22:19).
И это слово присутствует в апостольской традиции, апостол Павел подчеркивает, что он принял это объяснение от Самого Господа и передал дальше всей церкви:
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание».
Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание».
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:23-27).
Современный перевод хорошо передает один из смыслов последнего стиха этой цитаты: «Таким образом, кто ест хлеб или пьет из чаши Господней, не придавая этому должного значения, тот грешит против тела и крови Господа» (1 Кор. 11:27, НРП).
Воспоминание – не просто хранение и обновление информации. Это и внимание, и сосредоточенность, и понимание смысла, и личная связь.
Христос хотел, чтобы в Его отсутствие мы помнили о Нем и время от времени собирались вместе на Вечерю в Его честь. Без этих повторяющихся событий мы не можем оставаться в завете с Ним. Но сами эти события тоже не должны быть формальными, наше участие должно быть осмысленным.
Итак, воспоминание о Христе – это выражение нашей верности завету с Ним, согласно которому мы провозглашаем Его смерть и ждем Его возвращения.
Но как мы можем вспоминать Того, Кого никогда не видели своими глазами? По свидетельствам евангелистов, по апостольской и церковной традиции, по действию Духа Святого в нас. Этот тот же Иисус Евангелий и первой Церкви, Который живет в нас сегодня и Который достоин того, чтобы мы Его помнили и о Нем напоминали, передавая эту эстафету памяти новым поколениям.
Вот почему я считаю важным знать и провозглашать всей общиной ключевые библейские тексты и церковные исповедания веры, например, Апостольский Символ:
Верую в Бога, Отца Всемогущего,
Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа,
Единственного Его Сына, Господа нашего,
Который был зачат Святым Духом,
рожден Девой Марией,
страдал при Понтии Пилате,
был распят, умер и был погребен,
сошел во ад,
в третий день воскрес из мертвых,
восшел на небеса,
восседает одесную Бога Отца Всемогущего
и оттуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа,
святую Вселенскую Церковь,
общение святых,
прощение грехов,
воскресение тела,
жизнь вечную.
Аминь.
Благоговейное воспоминание об Иисусе и Его смерти за нас не может быть плодом нашей индивидуальной фантазии или сугубо личных эмоций. Если мы не знаем Иисуса, открывшегося в Евангелиях и Церкви, мы не можем ничего вспомнить, нам нечего вспоминать, мы не причастны этому знанию и этой памяти. Если мы знаем лишь букву Писания и довольствуемся лишь формальным членством в общине, то Вечеря – не для нас, поскольку мы не знаем и не помним ее смысла.
Апостол Павел пишет молодому Тимофею:
«Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мёртвых, по благовествованию моему» (2 Тим. 2:8).
Так передается знание и так хранится память – не только через личное Богопознание и Богообщение, но и через связи с другими верующими, то есть через благовествование, учение, наставничество, общение.
Поэтому так важно верующим людям собираться вместе и вспоминать главное – что их объединяет, что дает им новую жизнь, что дает силу жить новой жизнью.
Почему же нам так трудно выделять и вспоминать главное? Почему так трудно фокусировать наше внимание на самом важном? Почему наша память буквально забита второстепенным, лишним, отвлекающим, пустым? Память может быть уподоблена большому складу, в котором каждый день появляется новое и вытесняет старое, все постоянно передвигается так, что малоиспользуемое задвигается вглубь, а частое и популярное занимает главное место.
Если ты вспоминаешь о Христе один раз в месяц, то в твоей памяти Он точно не на важном месте. А если ты не находишь времени даже раз в месяц прийти в собрание святых, чтобы вместе совершить Вечерю в Его воспоминание? А если ты приходишь ногами в церковь, но мыслями находишься в другом месте? Чем тогда занят твой внутренний «склад»?
Ответь сам себе. Чем заняты твои мысли? Как часто ты думаешь о Боге? Понимаешь ли ты, что значит жертва Иисуса для тебя? Помнишь ли ты, кем ты был и кем сделал тебя Иисус?
Что ты помнишь лучше – свои прошлую жизнь без Бога или чудеса новой жизни в Боге? Твои честные ответы покажут тебе, чем занята твоя память и сколько в ней места осталось для Христа.
Память, как и наша жизнь в целом, требует ухода, порядка, усилий. Если ты не расставляешь все по нужным местам, то более новое занимает лучшее вместо и отодвигает назад действительно важное. Если ты не разбираешь вещи, то твой дом превращается в склад. Если ты не убираешь мусор, то твой дом превращается в мусорную свалку.
Что же нам делать, чтобы мы могли совершать Вечерю как воспоминание о Господе?
Во-первых, нам нужно делать уборку - разгружать, освобождать себя от посторонних мыслей, переживаний, воспоминаний, чтобы погрузиться в молитвенные размышления об Иисусе и сосредоточиться на Нем как самом главном. Пост может быть одной из важных духовных дисциплин, которые помогут нам очиститься и приготовиться к воспоминанию Иисуса. При этом важно привести в порядок свои отношения с другими людьми, иначе наши ошибки и грехи будут напоминать нам о себе и заглушать память об Иисусе.
Во-вторых, после того, как мы освободим себя от постороннего и лишнего, нам нужно наполнить себя Божьим Словом. Природа не терпит пустоты. Если ты не будешь сознательно наполнять себя новой жизнью, Словом, молитвой, общением в кругу церковной семьи, то чистое и пустое место незаметно заполнится воспоминаниями о прошлом и мирскими влияниями. Одному это не под силу, поэтому мы собираемся вместе, чтобы поклоняться, благодарить, вспоминать Христа.
Не так давно мы праздновали День рождения Лидии Даниловны. Ей 99 лет, в нашей общине она самая старшая по возрасту. Она не помнит многого, но помнит главное – что Иисус умер за нее и спас ее для новой, вечной жизни. Это давало ей силы пройти столь долгий и сложный жизненный путь, и это же делает ее счастливой в ожидании встречи с Господом.
Пусть каждая Вечеря Господня будет для нас торжественным воспоминанием об Иисусе Христе и нашей идентичности в Нем. Пусть наша память и вся наша жизнь будут организованы вокруг Христа и того, что Он сделал для нас. Пусть никакие внешние влияния и события жизни не лишат нас памяти о Нем как нашем Спасители и Господине, умершем, воскресшем, вознесшемся и вновь грядущем.
Комментариев нет
Отправить комментарий