Свидетельствуя о своей вере, христиане любят прибегать к ссылкам на мнения известных ученых. Такие мыслители как Августин, Паскаль, Кант в равной степени авторитетны и для верующих, и для неверующих. Однако логические аргументы вряд ли могут убедить в существовании Бога, если они не подкреплены духовной интуицией и сердечным предчувствием Бога, изначальным доверием и глубинной любовью к благому Началу мира.
Интересно, что Блез Паскаль первую часть своих «Мыслей» посвятил естественному откровению – свидетельствам о Боге в природе и разуме человека. Сам Паскаль назвал эту часть «Человек, не обретший Бога», подразумевая, что рациональные доказательства лишь подводят к вере, но ее смысл открывается лишь в соприкосновении человека с Богом. Для Паскаля, как и для всякого верующего, Бог, – не бог философов, но Бога Авраама, Исаака и Иакова. Что это значит? Именно то, что приходит сразу на ум – Бог открывается как Бог обычных людей, а не мыслителей, как Бог, возлюбивший меня и тебя, а не Первопричина или Разумный Замысел.
Паскаль-ученый смиренно признает: «Метафизические доказательства бытия Божия так не похожи на привычные для нас рассуждения и так сложны, что, как правило, не затрагивают людские умы, а если кого-то и убеждают, то лишь на короткое время, пока человек следит за ходом развития этого доказательства, но уже час спустя он начинает с опаской думать, — а не попытка ли это его околпачить. Так происходит с каждым, кто пытается познать Бога, не воззвав к помощи Иисуса Христа… Как это замечательно, что канонические авторы никогда не доказывали бытие Божие, черпая доводы из мира природы. Они просто призывали поверить в Него. Никогда Давид, Соломон и др. не говорили: «В природе не существует пустоты, следовательно, существует Бог». Они несомненно были умнее самых умных из пришедших им на смену и постоянно прибегавших к подобным доказательствам».
Бог открывается человеку как премудрость, могущество, смысл. Но главным свойством, в котором наилучшим образом проявляется Его природа, есть любовь. Божественная любовь проявляется во всем творении, но ее средоточие – человек, для которого и создан весь мир и задумана вся история.
Даже любовь между людьми – несовершенная и изменчивая – выражает безусловную и вечную любовь Бога к человеку. Михаил Пришвин лучшим доказательством бытия Бога считал любовь, которую каждый хотя бы иногда чувствует в своем сердце. «Отойди от меня. Сатана! Единственный и настоящий Бог живет в сердце моей возлюбленной, и от Него я никуда не пойду. Когда я полюбил Л., то на вопрос о том, существует ли Бог, отвечаю: раз Л. существует, то, значит, и Бог существует. Я могу еще лучше ответить на этот вопрос: раз я в любви своей к Л. чувствую вечность, значит, Бог существует».
Можно доказывать существование Бога, опираясь на очевидную законосообразность мира, но гораздо действеннее чудеса, которые окружают нас повсюду. Чудо – и в том, что закон существует, и в том, что есть Некто выше закона. Любовь выше закона. В мире, где по закону, нам за наши проступки не положено ничего, Бог дарит нам любовь и любимых. Верить в Бога - значит верить в возможность чуда – неоправданного законом и незаслуженного морально. Любовь не продается и не приобретается в обмен, но приходит свыше как чудо в одинокое и страдающее сердце.
В мире природной необходимости законы справедливы, но настолько жестоки, что могут говорить скорее об отсутствии Бога, чем о Его присутствии, скорее о злом, нежели о добром Господине вселенной. Убеждает в существовании Бога не закон, а любовь, не разумный анализ жизни, а принятие ее как дара Божьего. В последнем женщины интуитивно более правы, чем мужчины – прагматики и рационалисты. По Пришвину, «Вся разница в нас, что я чувствую Бога больше как Творца видимых и невидимых, она же - как Бога человеколюбца. И замечательно, как соответствует то и другое понимание полу мужскому (творчество) и полу женскому (собственно любовь)».
На рациональном уровне большинство людей верят или, по крайней мере, признают высший разум и смысл, лежащие в основе нашего мира, но это не делает их верующими. Вера означает такое принятие мира, когда видишь и понимаешь не только сотворенную реальность, но и ее Творца, Автора. «Многие верят и потому только, что страшно не верить и остаться ни с чем. Вера в живого Бога у них давно перешла в привычку, охраняющую личное спокойствие. Им кажется - невозможно остаться без Бога, и они не видят, что живой Бог только и ждет, чтобы они вышли из пут своих привычек и стали к Нему лицом», напишет под занавес жизни в своем дневнике Пришвин.
Сегодня люди уже не боятся Бога, как в прежние века. Идея Бога нужна им не для того, чтобы возложить на него все страхи и слабости, а чтобы потребовать выполнения всех своих желаний, оправдать свой образ жизни. Немецкий пастор Дитрих Бонхеффер утверждал: «Бог, который позволил бы нам удостовериться в своем существовании, был бы не Богом, а идолом». Т.е. живой Бог не можем быть приручен, присвоен, объясним человеческим разумом. Тем более не может выполнять сиюминутные желания человека и угождать его любопытству.
Одинаково далеки от подлинно религиозного чувства трепет дикаря перед силами природы и наглость современных людей-потребителей. Помещая Бога на далекое небо и при этом превращая церковь в супермаркет, человек создает ложные образы, идолы, порождает призраки собственного воображения.
Нет другого слова, которое так точно и содержательно передавало бы природу Бога и способ Его присутствия в нашей жизни, чем любовь. В любви я и ты становятся близкими, но не поглощают, не присваивают друг друга. В любви относительное вырастает в абсолютное. В любви мы приняты во всем несовершенстве, но любя, совершенствуемся и преображаемся. В любви мы не должны друг другу, но дарим себя другому, отдаем без остатка, находя в отдаче радость и счастье.
Пять доказательств бытия Бога ничто по сравнению с любовью, в которой Бог являет себя между людьми. Чем больше мы растем в нашей любви к другому человеку, тем больше между нами проявляется Бог, становится зримым Его везде- и всегдаприсутствие.
Увидев мир глазами любящего человека, можно увидеть Бога в мире. Бог являет себя между мной и тобой, говорит на языке любви и открывается под этим именем. В знании Он объект внимания и исследования. В любви Он личность, близкая и понятная нам.
Богословие и философия XX в. совершили своего рода коперниканскую революцию, открыв для себя другого человека и Бога в этом другом. Другой это не враг в борьбе за существование, но мой ближний, за которого я отвечаю. В моем отношении к другому проявляется и отношение к Богу.
Ближний, в котором я смог рассмотреть образ Божий, открывает мне Бога. Принимая другого, я принимаю Бога. Тем самым мы не только любим людей и прославляем красоту этого чувства, но восходим от относительного к абсолютному, от человеческого к Божественному в человеческом. Если Бог присутствует между нами, насколько же дорог для меня каждый человек. В каждом ловлю отражение Его образа. Встреча с каждым убеждает: Бог есть. Но видеть это можно лишь силой любви. Любовь делает невидимое видимым, восстанавливает искаженный образ Божий в человеке, принимает и преображает всякого.
Чудеса внешнего мира, шедевры первых пяти дней творения лишь приближают нас к тайне мире, которая сокрыта в человеке. Лучшим свидетельством бытия Бога является бытие человека. В нем смысл мира и его оправдание. И когда человек пробуждается для любви и открывает свое сердце для единственного, когда преодолевает эгоцентризм и принимает ближнего, в нем проясняется образ Божий.
Религиозный философ Владимир Соловьев иронизировал над сторонниками теории эволюции: «Человек произошел от обезьяны, поэтому давайте любить друг друга». Т.е. на самом деле именно то, что мы любим и любимы, говорит о надприродном, сверхъестественном, Божественном в нас. Скажем проще: если мы любим, значит, есть Бог.
Главная
Без ярлыка
Бог являет Себя между мной и тобой
воскресенье, февраля 15, 2009
Бог являет Себя между мной и тобой
От
chmn
Комментариев нет
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий