Главная
Без ярлыка
РАБЫ И ГОСПОДА
пятница, августа 14, 2009
Христианин не должен закрывать глаза на несправедливость и неравенство, царящие в обществе. Его вера и его социальная позиция неразрывны. Именно вера двигала проповедником Мартином Лютером Кингом, у которого была мечта увидеть своих черных собратьев свободными и равными в американском обществе. За эту мечту он заплатил жизнью, но взамен обрел иную жизнь – жизнь в памяти народа как символ и образец служения.
Конечно, не всегда есть возможность добиться социальной свободы и равенства, да это и не является первостепенной задачей христианина. Гораздо важнее обрести внутреннюю, духовную свободу. Ведь когда источник твоей свободы внутри, никакие внешние силы не могут ему угрожать. Духовно свободный человек в своей социальной жизни руководствуется Божьим водительством, голосом совести, чувством ответственности. Он всегда будет на стороне отверженных, униженных и угнетенных. Но свою личную свободу и свои права он подчиняет служению. Именно поэтому при любом социальном порядке христианин может оставаться собой.
Апостол Павел пишет молодому служителю (т.е. слуге) Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай» (1 Тим. 6:1-2).
В этих словах есть нечто странное: в них акцент сделан не на правах рабов, а на их обязанностях. Вместо того чтобы отстаивать социальную справедливость, апостол советует научиться служить и через это смиренное и ответственное служение приобретать расположение своих начальников. Эта библейская этика малопонятна бунтарскому духу нашего времени, вызывает много вопросов и даже раздражает нас. Но при всем этом мы чувствуем, что такая линия поведения действительно правильная в глазах нашего высшего Господина и действительно действенна даже по отношению к самым жестоким и взыскательным господам.
Слова апостольского учения задают верный тон в сложных отношениях рабов и господ, бедных и богатых, простых и «крутых», подчиненных и начальников, рабочих и работодателей. Молодой Тимофей должен был учить и увещевать не в пользу рабской покорности, но доброму поведению в подчиненном положении, сознательному послушанию, ответственности перед каждым человеком, всему тому, что в Новом Завете подразумевается под словом «служение», т.е. мудрости и искусству быть слугой.
Рабы и господа – понятия относительные. Относительно Бога (Господа) мы все подчиненные. Гегель и Маркс хорошо описали диалектику раба и господина, но их простодушные последователи продолжают бороться за звания, оставаясь рабами по природе. На самом деле для того, чтобы быть свободным, вовсе не обязательно занимать привилегированное место в обществе, и напротив можно оставаться рабом даже в статусе господина. Хула на имя Божье, об опасности которой напоминает апостол, проявляется в духе бунта, когда рабы хотят поменять местами с господами, не понимая всей условности такого деления. Христианин сопереживает бедным и угнетенным, но при этом не призывает к свержению существующих социальных порядков. Для духовно свободного есть возможность оставаться христианином в любом имущественном и социальном статусе.
Церковь универсальна и вмещает людей разного сословия. В мире рабов и господ лишь церковь могла объединить людей и дать им свободу от социального неравенства. Свободу не от человеческих обязательств, но от ущемленной гордыни, конфликтов и соперничества. В определенном смысле любой порядок лучше беспорядка, потому что сдерживает войну всех против всех. Мы не выбирали социальный статус, в котором родились, но мы выбираем способ жизни. Можно быть господином людей и рабом греха. Но можно быть свободным во Христе и служить Ему в любом социальном статусе. Признавая условность и даже несправедливость социальной системы, христианин выполняет свои ближайшие обязанности, доверяя Богу суд и воздаяние.
Рабы и господа часто соотносятся как бедные и богатые. Христианин не должен завидовать более успешному. Христианское поведение не меняется в зависимости от бедности или богатства. По словам апостола, богатые благодетельствуют бедным – за хорошую службу и труд всегда следует вознаграждение от людей и от Бога. Богатые могут служить своим имением бедным и церкви, поэтому за них стоит молиться и по возможности служить им.
В наше время рабы и господа часто определяются как простые и крутые. Простые живут согласно своему социальному происхождению и в пределах своей социальной группы, а крутые претендуют на быстрый взлет и высокое положение, которые покупаются большими и часто грязными деньгами. Именно о таких в народе говорят: «Из грязи – в князи». Власть грубой силы и грязных денег незаконна, но мы должны и здесь проявить христианское смирение. Не стоит лишний раз напоминать о том, что за крутизной таких людей ничего нет, они это и сами знают. Лучше показать им добрый пример и продемонстрировать другого вида крутизну – когда без денег и силы можно быть свободным и счастливым, выполняя самую обычную и трудную работу.
Сегодняшние рабы и господа это, главным образом, наемные рабочие и начальники. Писание призывается добросовестно выполнять обязательства перед любыми людьми, даже перед жестоким господином, который жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. По слову апостола: «Все, что вы делаете, делайте как для Господа».
Увы, часто с христианами работать не так просто. За «духовными» рассуждениями и мотивами часто скрываются лень и неисполнительность, самоуправство и безответственность. Христиане не имеют права злоупотреблять своим христианским родством с начальниками. Христиане-начальники должны быть справедливыми и требовательными, а христиане-подчиненные исполнительными и эффективными.
Не важно, где мы находимся на социальной лестнице, важно, как мы относимся к своим обязанностям, насколько мы сохраняем достоинство в любой ситуации. Мой отец всю свою трудовую жизнь был простым шахтером, горнорабочим очистного забоя. Однажды он сказал мне, тогда еще ребенку, мечтающему о большом будущем и достойном месте под солнцем, что у него есть на примете прекрасная профессия для меня. Он видел меня не директором шахты или профессором университета, но маркшейдером. Конечно, по сравнению с горнорабочим, который всю жизнь работает лопатой, маркшейдер – элитная специальность.
В любой роли можно сохранять достоинство. Я видел швейцаров, внушающих уважение. Я видел олигархов с трясущимися руками в дорогих перстнях, внушающих жалость и отвращение.
Я не спрашиваю вас, хотите вы быть рабом или господином. Ответ очевиден, всем хотелось бы быть начальниками. Я спрашиваю вас и себя, способны ли мы быть достойными христианами в подчиненном положении.
В конце скажу несколько слов не совсем в тему. Апостол Павел призывает «служить». Наша жизнь в обществе, наши отношения с людьми, которые находятся выше или ниже нас по социальной лестнице – школа служения. Я говорю себе сам: вместо того, чтобы возмущаться местом, которое отведено тебе, научись служить на этом месте. Будь верен в малом, прежде чем поставят над многим. Быть слугой – христианское призвание, учиться которому можно на любом месте. Называться рабом Христа – высшая привилегия, апостолы почитали это за честь. Сегодня много говорят о самореализации и лидерстве, но мало кто вспоминает апостольские слова о служении. Быть слугой можно и нужно на каждом месте. Добиваясь себе лучшего места под солнцем, мы рискуем упустить из вида действительно важное, то, что формирует в нас характер слуги и преображает нас в образ Христов, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28).
РАБЫ И ГОСПОДА
От
chmn
Комментариев нет
Христианин не должен закрывать глаза на несправедливость и неравенство, царящие в обществе. Его вера и его социальная позиция неразрывны. Именно вера двигала проповедником Мартином Лютером Кингом, у которого была мечта увидеть своих черных собратьев свободными и равными в американском обществе. За эту мечту он заплатил жизнью, но взамен обрел иную жизнь – жизнь в памяти народа как символ и образец служения.
Конечно, не всегда есть возможность добиться социальной свободы и равенства, да это и не является первостепенной задачей христианина. Гораздо важнее обрести внутреннюю, духовную свободу. Ведь когда источник твоей свободы внутри, никакие внешние силы не могут ему угрожать. Духовно свободный человек в своей социальной жизни руководствуется Божьим водительством, голосом совести, чувством ответственности. Он всегда будет на стороне отверженных, униженных и угнетенных. Но свою личную свободу и свои права он подчиняет служению. Именно поэтому при любом социальном порядке христианин может оставаться собой.
Апостол Павел пишет молодому служителю (т.е. слуге) Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай» (1 Тим. 6:1-2).
В этих словах есть нечто странное: в них акцент сделан не на правах рабов, а на их обязанностях. Вместо того чтобы отстаивать социальную справедливость, апостол советует научиться служить и через это смиренное и ответственное служение приобретать расположение своих начальников. Эта библейская этика малопонятна бунтарскому духу нашего времени, вызывает много вопросов и даже раздражает нас. Но при всем этом мы чувствуем, что такая линия поведения действительно правильная в глазах нашего высшего Господина и действительно действенна даже по отношению к самым жестоким и взыскательным господам.
Слова апостольского учения задают верный тон в сложных отношениях рабов и господ, бедных и богатых, простых и «крутых», подчиненных и начальников, рабочих и работодателей. Молодой Тимофей должен был учить и увещевать не в пользу рабской покорности, но доброму поведению в подчиненном положении, сознательному послушанию, ответственности перед каждым человеком, всему тому, что в Новом Завете подразумевается под словом «служение», т.е. мудрости и искусству быть слугой.
Рабы и господа – понятия относительные. Относительно Бога (Господа) мы все подчиненные. Гегель и Маркс хорошо описали диалектику раба и господина, но их простодушные последователи продолжают бороться за звания, оставаясь рабами по природе. На самом деле для того, чтобы быть свободным, вовсе не обязательно занимать привилегированное место в обществе, и напротив можно оставаться рабом даже в статусе господина. Хула на имя Божье, об опасности которой напоминает апостол, проявляется в духе бунта, когда рабы хотят поменять местами с господами, не понимая всей условности такого деления. Христианин сопереживает бедным и угнетенным, но при этом не призывает к свержению существующих социальных порядков. Для духовно свободного есть возможность оставаться христианином в любом имущественном и социальном статусе.
Церковь универсальна и вмещает людей разного сословия. В мире рабов и господ лишь церковь могла объединить людей и дать им свободу от социального неравенства. Свободу не от человеческих обязательств, но от ущемленной гордыни, конфликтов и соперничества. В определенном смысле любой порядок лучше беспорядка, потому что сдерживает войну всех против всех. Мы не выбирали социальный статус, в котором родились, но мы выбираем способ жизни. Можно быть господином людей и рабом греха. Но можно быть свободным во Христе и служить Ему в любом социальном статусе. Признавая условность и даже несправедливость социальной системы, христианин выполняет свои ближайшие обязанности, доверяя Богу суд и воздаяние.
Рабы и господа часто соотносятся как бедные и богатые. Христианин не должен завидовать более успешному. Христианское поведение не меняется в зависимости от бедности или богатства. По словам апостола, богатые благодетельствуют бедным – за хорошую службу и труд всегда следует вознаграждение от людей и от Бога. Богатые могут служить своим имением бедным и церкви, поэтому за них стоит молиться и по возможности служить им.
В наше время рабы и господа часто определяются как простые и крутые. Простые живут согласно своему социальному происхождению и в пределах своей социальной группы, а крутые претендуют на быстрый взлет и высокое положение, которые покупаются большими и часто грязными деньгами. Именно о таких в народе говорят: «Из грязи – в князи». Власть грубой силы и грязных денег незаконна, но мы должны и здесь проявить христианское смирение. Не стоит лишний раз напоминать о том, что за крутизной таких людей ничего нет, они это и сами знают. Лучше показать им добрый пример и продемонстрировать другого вида крутизну – когда без денег и силы можно быть свободным и счастливым, выполняя самую обычную и трудную работу.
Сегодняшние рабы и господа это, главным образом, наемные рабочие и начальники. Писание призывается добросовестно выполнять обязательства перед любыми людьми, даже перед жестоким господином, который жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. По слову апостола: «Все, что вы делаете, делайте как для Господа».
Увы, часто с христианами работать не так просто. За «духовными» рассуждениями и мотивами часто скрываются лень и неисполнительность, самоуправство и безответственность. Христиане не имеют права злоупотреблять своим христианским родством с начальниками. Христиане-начальники должны быть справедливыми и требовательными, а христиане-подчиненные исполнительными и эффективными.
Не важно, где мы находимся на социальной лестнице, важно, как мы относимся к своим обязанностям, насколько мы сохраняем достоинство в любой ситуации. Мой отец всю свою трудовую жизнь был простым шахтером, горнорабочим очистного забоя. Однажды он сказал мне, тогда еще ребенку, мечтающему о большом будущем и достойном месте под солнцем, что у него есть на примете прекрасная профессия для меня. Он видел меня не директором шахты или профессором университета, но маркшейдером. Конечно, по сравнению с горнорабочим, который всю жизнь работает лопатой, маркшейдер – элитная специальность.
В любой роли можно сохранять достоинство. Я видел швейцаров, внушающих уважение. Я видел олигархов с трясущимися руками в дорогих перстнях, внушающих жалость и отвращение.
Я не спрашиваю вас, хотите вы быть рабом или господином. Ответ очевиден, всем хотелось бы быть начальниками. Я спрашиваю вас и себя, способны ли мы быть достойными христианами в подчиненном положении.
В конце скажу несколько слов не совсем в тему. Апостол Павел призывает «служить». Наша жизнь в обществе, наши отношения с людьми, которые находятся выше или ниже нас по социальной лестнице – школа служения. Я говорю себе сам: вместо того, чтобы возмущаться местом, которое отведено тебе, научись служить на этом месте. Будь верен в малом, прежде чем поставят над многим. Быть слугой – христианское призвание, учиться которому можно на любом месте. Называться рабом Христа – высшая привилегия, апостолы почитали это за честь. Сегодня много говорят о самореализации и лидерстве, но мало кто вспоминает апостольские слова о служении. Быть слугой можно и нужно на каждом месте. Добиваясь себе лучшего места под солнцем, мы рискуем упустить из вида действительно важное, то, что формирует в нас характер слуги и преображает нас в образ Христов, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28).
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий