Главная
Без ярлыка
От пятидесятничества к неопятидесятничеству: вопросы к теме
понедельник, ноября 30, 2009
Движение пятидесятников представляет разновидность экзальтированного христианства, известного с апостольских времен. Как самостоятельный феномен выделяется из протестантских (в нашем ареале, как правило, баптистских церквей) движений за освящение, духовное обновление и духовные дары. Акцент на крещении Святым Духом и связанных с этим переживанием экстатических состояниях выражает недовольство рациональным и формальным отношением к вере, якобы присущим традиционным протестантским конфессиям. Свобода в самовыражении религиозных чувств здесь соседствует с особой строгостью в морали, жестким регламентом поведения членов общины, закрытостью от внешнего мира.
Своим появлением в Российской империи пятидесятничество ответило на вопросы о целостном, «полном Евангелии», которое включает в себя не «только Писание» (не только методичную экзегетику библейского текста, как у баптистов), но и его переживание; не «только веру» (рафинированную и абстрагированную от чувств), но также веру, подтверждаемую знамениями и чудесами. Мистицизм и экстатика, от которых Лютер призывал очистить реформированное христианство, оставались его скрытой возможностью, спустя четыре столетия явленной в пятидесятничестве.
В организационной структуре пятидесятничество стало не столько новой конфессией, сколько межконфессиональным духовным движением, ответив на протестантские поиски неиерархического, неформального способа самоорганизации. В среде разных церквей возникли «пятидесятнические» группы, практикующие «духовные дары», но при этом не покидающие свою конфессию. Названный объединяющий потенциал пятидесятнического движения вступал в противоречие с консерватизмом и закрытостью первых пятидесятнических общин, возникших в условиях традиционного общества. В полной мере межконфессиональный экуменизм проявился в неопятидесятничестве, ответившем на кризис традиционных конфессий и вызовы социальных трансформаций, и принявшем форму не организации и даже не движения, а сети. Если пятидесятничество ставило целью объединить «крещенных Духом» христиан в их противостоянии миру и особенной духовной атмосфере, то неопятидесятничество выступило с программой проникновения в мир, его активного освоения в многообразии социальных, экономических, политических, а не только духовных связей.
Комплексная методология позволяет выяснить не только саму природу исследуемого феномена, но и его проекции на социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества; открывает целостную картину феномена пятидесятничества в его внутренней эволюции и социальных измерениях.
Пятидесятничество и неопятидесятничество в постсоветских странах стало значимым фактором социальных перемен – религиозные общины превратились в центры социальных инициатив, тем самым изменилась сама структура общества, церкви оказались agents of changes в процессе формирования гражданского общества и плюрализации общественной и религиозной жизни.
На примере эволюции традиционных пятидесятничестких церквей в современные неопятидесятнические духовные движения можно проследить общие закономерности развития постсоветского протестантизма, его способность к социальной адаптации, политический потенциал, экономические приоритеты. Учитывая генетическую связь данных церквей с европейским протестантизмом, представляется крайне актуальным вопрос о взаимосвязи данной формы религиозности с прозападными политическими и экономическими ориентациями.
Вот лишь некоторые вопросы к теме эволюции пятидесятничества на постсоветском пространстве:
Возможна ли некая типизация при сравнительном анализе развития пятидесятничества в Украине, России, Латвии?
Каков характер корреляции между религиозной и общественной ситуацией в названных странах?
Пятидесятничество и харизматическое движение – этапы эволюции одной общности или разные направления развития?
Что явилось определяющим фактором эволюции церквей – внутрицерковные процессы или социальный заказ?
Евангелие процветания – путь к финансовой самостоятельности от Запада или форма финансовых манипуляций прихожанами?
Как изменился типичный портрет пастора?
Количественная динамика – пик роста уже позади?
Феномен мегацерквей: что главное – спрос на шоу, большие деньги, авторский проект пастора?
Особенности церковной структуры и руководства – от демократизма к его самовырождению?
Харизматические движения – общее будущее или временный бум экзальтированного христианства?
Будущее харизматических церквей – маргинализация или социализация?
Жизнеспособен ли неопротестантизм в зоне влияния пророссийской «православной цивилизации»?
От симпатий к демократии к антигейпарадам: какова логика перемен в общественно-политических ориентациях церквей?
В процессе подобных исследований становится возможным моделирование целостной картины эволюции пятидесятнических и неопятидесятнических церквей на постсоветском пространстве во всем многообразии их связей с общественными трансформациями
От пятидесятничества к неопятидесятничеству: вопросы к теме
От
chmn
Комментариев нет
Движение пятидесятников представляет разновидность экзальтированного христианства, известного с апостольских времен. Как самостоятельный феномен выделяется из протестантских (в нашем ареале, как правило, баптистских церквей) движений за освящение, духовное обновление и духовные дары. Акцент на крещении Святым Духом и связанных с этим переживанием экстатических состояниях выражает недовольство рациональным и формальным отношением к вере, якобы присущим традиционным протестантским конфессиям. Свобода в самовыражении религиозных чувств здесь соседствует с особой строгостью в морали, жестким регламентом поведения членов общины, закрытостью от внешнего мира.
Своим появлением в Российской империи пятидесятничество ответило на вопросы о целостном, «полном Евангелии», которое включает в себя не «только Писание» (не только методичную экзегетику библейского текста, как у баптистов), но и его переживание; не «только веру» (рафинированную и абстрагированную от чувств), но также веру, подтверждаемую знамениями и чудесами. Мистицизм и экстатика, от которых Лютер призывал очистить реформированное христианство, оставались его скрытой возможностью, спустя четыре столетия явленной в пятидесятничестве.
В организационной структуре пятидесятничество стало не столько новой конфессией, сколько межконфессиональным духовным движением, ответив на протестантские поиски неиерархического, неформального способа самоорганизации. В среде разных церквей возникли «пятидесятнические» группы, практикующие «духовные дары», но при этом не покидающие свою конфессию. Названный объединяющий потенциал пятидесятнического движения вступал в противоречие с консерватизмом и закрытостью первых пятидесятнических общин, возникших в условиях традиционного общества. В полной мере межконфессиональный экуменизм проявился в неопятидесятничестве, ответившем на кризис традиционных конфессий и вызовы социальных трансформаций, и принявшем форму не организации и даже не движения, а сети. Если пятидесятничество ставило целью объединить «крещенных Духом» христиан в их противостоянии миру и особенной духовной атмосфере, то неопятидесятничество выступило с программой проникновения в мир, его активного освоения в многообразии социальных, экономических, политических, а не только духовных связей.
Комплексная методология позволяет выяснить не только саму природу исследуемого феномена, но и его проекции на социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества; открывает целостную картину феномена пятидесятничества в его внутренней эволюции и социальных измерениях.
Пятидесятничество и неопятидесятничество в постсоветских странах стало значимым фактором социальных перемен – религиозные общины превратились в центры социальных инициатив, тем самым изменилась сама структура общества, церкви оказались agents of changes в процессе формирования гражданского общества и плюрализации общественной и религиозной жизни.
На примере эволюции традиционных пятидесятничестких церквей в современные неопятидесятнические духовные движения можно проследить общие закономерности развития постсоветского протестантизма, его способность к социальной адаптации, политический потенциал, экономические приоритеты. Учитывая генетическую связь данных церквей с европейским протестантизмом, представляется крайне актуальным вопрос о взаимосвязи данной формы религиозности с прозападными политическими и экономическими ориентациями.
Вот лишь некоторые вопросы к теме эволюции пятидесятничества на постсоветском пространстве:
Возможна ли некая типизация при сравнительном анализе развития пятидесятничества в Украине, России, Латвии?
Каков характер корреляции между религиозной и общественной ситуацией в названных странах?
Пятидесятничество и харизматическое движение – этапы эволюции одной общности или разные направления развития?
Что явилось определяющим фактором эволюции церквей – внутрицерковные процессы или социальный заказ?
Евангелие процветания – путь к финансовой самостоятельности от Запада или форма финансовых манипуляций прихожанами?
Как изменился типичный портрет пастора?
Количественная динамика – пик роста уже позади?
Феномен мегацерквей: что главное – спрос на шоу, большие деньги, авторский проект пастора?
Особенности церковной структуры и руководства – от демократизма к его самовырождению?
Харизматические движения – общее будущее или временный бум экзальтированного христианства?
Будущее харизматических церквей – маргинализация или социализация?
Жизнеспособен ли неопротестантизм в зоне влияния пророссийской «православной цивилизации»?
От симпатий к демократии к антигейпарадам: какова логика перемен в общественно-политических ориентациях церквей?
В процессе подобных исследований становится возможным моделирование целостной картины эволюции пятидесятнических и неопятидесятнических церквей на постсоветском пространстве во всем многообразии их связей с общественными трансформациями
Abdelghafour
Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.
Комментариев нет
Отправить комментарий