no
4/Вера/slider

След в след. Трудный пример послушания

4 комментария

Христос проложил путь для христиан, стал примером для подражания, ориентиром для следования (І Петра 2:21), Его личность, жизнь и служение оказываются важнее всех духовных традиций и самых авторитетных мнений. Очень часто евангельский образ Христа не вписывается в популярные религиозные представления, и тогда люди пытаются переделать образец, оригинал, подгоняя его под свои интересы. Тем важнее присмотреться к отличительным особенностям Христа, чтобы не потерять Его следы, научиться ходить Его путями.
Среди самых непопулярных слов нашего времени можно назвать послушание. Оно звучит унизительно для гордого и сильного человека, ограничивает его возможности, ставит в зависимость от другого. Современная потребительская цивилизация культивирует страсти, призывает не сдерживать свои желания, утверждать свое «я» любой ценой. Послушание здесь выглядит помехой, пережитком старой религии страдающего Бога.
Увы, сегодня и образ Христа превращают в исполнителя своей воли, в идола, который должен обеспечить благосостояние, карьеру, здоровье. Людям не нужен настоящий Бог, который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Впрочем, не будем говорить о мире и человечестве, конкретизируем вопрос к себе: готовы ли мы входить тесными вратами смирения, идти Его следами послушания? Это не вопрос выбора из нескольких вариантов, это вопрос решимости следовать единственно правильным путем, проложенным Христом. В мире, сходящем с ума от жажды власти и силы, «хлеба и зрелищ», лишь добровольное послушание Богу, смирение, покаяние перед Ним может спасти человека от овладевших им страстей. «Только вслед за Христом можно пройти по лабиринту человеческой жизни и выйти из него», говорил богослов Григорий Нисский.
Итак, Христос всей Своей жизнью показал удивительный пример послушания воле Отца. «Не Я, но Отец» - этот принцип добровольного повиновения выделяет «Царя Иудейского» из ряда всех сильных мира сего. Цари земные силой утверждали свою волю, Он же от нее отказался. Подчинив Себя, Он стал неподвластным греху и смерти; уничижив Себя, победил и был возвышен Отцом. Речь не о слабости и поражении, но о высшей силе Божьей, которая проявилась в самоограничении, самоуничижении (кенозисе). Послушание Христа – не по необходимости («так нужно»), но по собственной инициативе («я не должен, но могу»). Этот тип послушания из любви отличается от того послушания из страха или природной необходимости, что знали люди до Христа. Здесь соприсутствуют любовь и свобода, сострадание и сила. Это послушание не безвольно, не без сил, не без чувств, напротив, за ним стоит полнота, богатство, глубина духовной жизни. В любви, послушно идущей на крест ради человека, исполняется и превосходится нравственный закон, известный со времен Моисея.
То, о чем так много говорили пророки и учители древности, Христос показал на Себе. Его личный, жизненный пример воплотил все учение Ветхого Завета. Учили и учились многие, но никто не продемонстрировал послушание на себе «до смерти, и смерти крестной». Своим послушанием Христос показал возможность такого пути для каждого человека, предложив идти за Собой след в след.
Все учение Ветхого Завета основано на презумпции послушания Богу. На заре еврейской истории Моисей предложил народу фундаментальный выбор, из которого следовало все – этика отношений, государственный строй, место и способ жизни. Более того, от послушания/непослушания зависела жизнь/смерть всего народа. Отношения с Богом, послушное следование за Ним, исполнение Его заветов значили больше, чем золотые запасы, военная сила или политическое влияние. Послушание Богу – главное условие благословенного будущего: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете (Втор.11:26-29).
При послушании народ благоденствовал, отвращаясь от Бога – бедствовал. Эту закономерность переживали на себе и великие предводители Израиля. За непослушание даже учитель и вождь Моисей не смог войти в землю обетованную. Укоротил себе царскую жизнь и первый израильский правитель Саул. Бог через пророка Самуила запретил брать заклятую добычу у врага, но самовольный царь ослушался и взял нечистое не только для себя, но и для жертвоприношений (!). Приговор Саулу был суров, непослушание стоило ему не только царства, но и самой жизни: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар.15:22,23). В глазах Бога послушание ценнее жертв и религиозности, потому что связано не с «я» дарителя или «я» святого, но с отвержением и препоручением себя Богу.
Бог ревностно относится к нам и окружает нас постоянной заботой, ожидая взамен лишь одного - послушания. Он приготовил для нас Свои победы и богатства, но мы рискуем потерять их, протягивая руку за проклятыми вещами, ценными в глазах безбожных людей.
Родителям знакомы подобные переживания – они приготовили для своих детей хороший план жизни, готовы сопровождать и поддерживать их везде и всегда, но своеволие и упрямство вольнолюбивых недорослей способны легко разрушить их же счастливое будущее. Во многих сказках повторяется мысль о небеспечной беззаботности и непослушании, которые заканчиваются бедами – кто-то обязательно открывает дверь опасным незнакомцам, заговаривает с колдуньей, входит в запретную комнату, пьет из козьего копытца.
Заклятое, запретное, греховное может быть прекрасным на вид, но смертельно опасным для нас. Причем опасно оно не потому что ядовито или радиоактивно, а потому что способно разрушить наши отношения с Богом. В Эдемском саду у древа познания добра и зла послушание обратилось в свою противоположность, когда первые люди попробовали то, что Бог им пробовать не советовал. Яблоко не было отравлено, Адам и Ева не упали мертвыми, но между ними и Богом возникло отчуждение. Непослушание стоило нам рая и жизни с Богом, и лишь послушанием можно их вернуть.
Апостол Павел говорит, что Бог провел нас через непокорность, чтобы затем помиловать (Рим. 11:32), «потому что как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5:19). Мы не смогли вдруг изменить греховную привычку своеволия и послушаться наконец Бога, поэтому возвращаемся к Нему через послушание Христа и послушанием Христу. Христос сделал за нас то, что мы сделать не смогли, поэтому у нас нет другого пути кроме послушного следования Его примеру след в след.
Бог приготовил Свой план спасения и во Христе выполнил его. Удивительно, но непослушные люди продолжают спасать себя всеми мыслимыми и немыслимыми способами, истязая себя или скитаясь в лабиринтах религиозных поисков, хотя нужно лишь одно – послушание Христу и следование за Ним. Не многочисленные заслуги, но именно послушание вменяется в праведность.
Бог приготовил для каждого из нас план жизни, жизни с избытком благ, радости, любви. Но при этом большинство людей экспериментируют над своей жизнью, строят свое личное и семейное счастье методом проб и ошибок, совершенно не слушаясь Божьих заповедей.
Простое послушание – ключ к благословениям, но на практике оно оказывается самым серьезным вызовом для человеческого эгоцентризма, для своеволия, упрямства, твердолобости, ячества.
Бог милостив, принимает и прощает непокорных, Он дает новый шанс заблудившимся, обнищавшим и голодным. Пророк Исаия обращается к непослушному народу от имени Бога: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо (Ис.55:2). Непослушный блудный сын питается со свиньями, послушание же открывает дверь в богатый отцовский дом даже самому отпетому грешнику.
В послушании Богу жизнь человека чудом, непонятно как, вдруг начинается налаживаться. Есть особое счастье быть плененным, сокрушенным Богом, предаться Его воле, быть покорным Ему, когда Он ведет тебя, а ты следуешь и все время удивляешься - как много Он приготовил интересного, как долго ты сам себя лишал всех этих Божьих даров, упорствуя и блуждая по заколдованному кругу своеволия.
В послушании Богу все по-человечески великое признается вторичной ценностью. Все то, что возвышает меня в своих глазах, тешит мою гордость, мешает моему смиренному следованию за Богом. В прекрасном фильме «Семь лет в Тибете» самовлюбленный олимпийский чемпион увлеченно рассказывает о своих достижениях простой служанке, но в ответ слышит: «На Западе люди хвалятся тем великим, чего они добились. На Востоке хвалятся тем, от чего они отказались». Постепенно жизнь в горах меняет героя и он открывает для себя другие радости – помогать людям, жертвовать самым любимым, преодолевать свои обиды.
В Евангелии на призыв Христа следовать за Ним ученики послушно оставляют все, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу и другим людям. Послушание Богу выражается в служении ближним, когда ты послушен голосу сердца и отвечаешь на нужды и просьбы, не беду и боль. Именно такой была этика раннехристианской общины. Апостол Петр призывал верующих быть послушными голосу любви, а не голосу эгоизма: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петра 1:22). Самая скромная помощь ближнему учит слушаться своей совести, через которую говорит Бог. Каждый раз, когда поступаешь по совести, по зову сердца - укрепляешь, закаляешь добрую привычку послушания, которая может перерасти в характер. Тем самым говоришь нет – легкому лицемерию, приятному самолюбию, интересным развлечениям; да – наставляющему голосу Духа, жертвенной любви, сложной и строгой истине. Любовь и истина сопровождают послушание, помогают и направляют.
Когда-то Александр Солженицын дал совет тем, кто не может послушаться великих призывов, кто слаб и «только учится» слушать истину: «Не можешь сделать что-то героическое, так хотя бы не ври». Не слушай и не говори ложь, и при этом учись слушаться истины.
Послушание истине – сильный мотив, к сожалению, мало понятный нам, привыкшим слушаться страха, власти, насилия, желаний, т.е. чувств, страстей. Нужно просить у Бога откровения истины, свет которой захватит, пленит нас, сделает осознанно и свободно послушными. Мы следуем за Богом не потому, что нам нравится или хочется (а, быть может, завтра разонравится или расхочется), а потому что мы познали истину и не можем не следовать за ней, она одна единственная, нам не к Кому больше идти, как сказали ученики Христу.
Кроме любви и истины у послушания есть еще друзья - доверие и терпение. Когда человек доверяет Богу, он высказывает Ему свои нужды и терпеливо ждет ответа. При послушании человек получает все в свое время, без лишнего беспокойства, суеты и рискованных авантюр. По учению отцов церкви Адам захотел преждевременно и вымогательством получить то, что получил бы со временем через послушание. Так человек попал в плен страстей, связанных с тревогой, виной, опасностью. Он не может слушаться Бога, потому что подчинен греховной воле. Непослушание Богу привело падшего человека к рабской зависимости от дьявола, демонов, собственных греховных желаний. Страсти делают человека ненасытным, нетерпеливым, издерганным, нервным. Лишь доверие Богу, поручение Ему своей жизни, всех своих забот и нужд, дают мир и покой, когда ты уверен, что все в Его руках, и Он знает, что и когда сделать.
Послушание связано не только с терпеливым ожиданием проявления воли и действия Бога, но и с трудом самого человека. Недаром приготовление к монашеству начиналось с послушания - с выполнения различных хозяйственных работ для храма или монастыря. Я не призываю всех стать послушниками в монастырях, но считаю эту практику хорошей иллюстрацией смиряющего, дисциплинирующего труда для Бога и людей. Не от стремления к удовольствию или жажды славы выполняют такие грязные и трудные работы, но в сознательном смирении, ради укрощения себя, своей гордости. Такое послушание бесполезно для карьеры и не дает никаких выгод в этом мире, но оно формирует наш христианский характер, учит в послушном труде следовать за Богом. Каждый может найти себе труд для Бога и послушно пронести его через всю жизнь.
Послушание предполагает готовность к слушанию, настроенность на говорящего, а не на себя. Увы, можно знать Библию, молиться часами и при этом не слушать Бога. Послушать – первый шаг в послушании. Не можешь, не готов сразу же послушаться? Тогда хотя бы выслушай, и быть может, в процессе слушания ты убедишься в необходимости послушания.
Следующим шагом может стать волевое решение – я услышал призыв Бога и решаюсь послушаться его. Может стать, но часто не становится, потому что воля повреждена грехов, искажена, направлена не в ту сторону. Мы часто слышим о спасении как о свершившемся акте, это действительно так применительно к нашему естеству, но не всегда это так, применительно к нашей воле. Поэтому послушание соседствует с упражнение нашей воли. Естество спасено и преображено Христос однократно и навсегда, но необходима и воля с нашей стороны, что предполагает вольное следование за Христом, ежедневное упражнение в этом.
Послушанию можно и нужно научиться, это непростой труд, который открывает дверь благословениям. Я решаюсь высказать несколько советов, которые, как я мог убедиться на своем опыте, помогут следовать путем послушания Богу.
Нужно принимать библейские истины как безусловное руководство к жизни, независимо от желаний, выгоды, симпатий. Писание должно быть высшим авторитетом нашей жизни, которому мы полностью послушны и с которым постоянно сверяем наш путь. Библию важно держать при себе постоянно, на столе и в дороге.
Стоит найти духовного наставника, советы которого помогут дисциплинировать себя, сформировать привычку слушать и слушаться (на первых порах хотя бы прислушиваться).
Важно практиковать послушание в семье: слушаться родителей, считаться даже с ошибочным мнением, уважая их авторитет; слушать и слушаться супруга/супругу, проявляя внимание друг ко другу, угождая другому и смиряя себя. Прежде чем требовать от Бога сверхъестественным откровений, стоило бы послушать то, что Он открывает через наших ближних.
Церковь – школа послушания. Церковное служение и особенно проповедь требуют нашего внимательного вслушивания, усвоения урока и домашнего задания.
Полезно чаще задавай вопросы, как поступил бы Христос, чего Бог хочет от меня в этой ситуации? Если такие вопросы идут впереди наших поступков, они оберегают нас от опрометчивых решений и своеволия. Через вопрошание Бога мы можем искать Его водительства, руководства.
Каждый день необходимо посвятить, вручить Богу, отдать себя Ему в послушание. Не так уж сложно начать не с завтрака, а с краткой молитвы, в которой все планы будут подчинены Богу. Тогда Он по своему организует все дела, встречи и обстоятельства, устроив день по Своей воле.
Всегда можно распознать в себе голоса духа и плоти. Нужно слушать то, что говорит Бог через дух, избегайте «своего», «своих» путей, который уводят в плен, тупик эгоистических и плотских мечтаний.
Если путь послушания уперся в тупик, рано или поздно придется сделать следующий шаг – убрать запинающий грех, приготовить путь Господу.
Послушание – трудный пример, оставленный Христом.. Все что я могу, это осторожно шагать след в след за Ним; слушая голос совести, истины, духа; доверяя; терпеливо ожидая; трудясь; упражняясь. Послушание – ключ к трудному, но благословенному пути, проложенному моим Господином.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

4 комментария

  1. Сложно не согласиться с рекомендациями. Я бы только добавил для полноты картины евхаристию.
    Но есть одно уточнение на счет следующей мысли: "В послушании Богу жизнь человека чудом, непонятно как, вдруг начинается налаживаться".
    Схема возрастания в духе по Силуану Афонскому (Софронию Сахарову): в первый период после обращения человеку, действительно, дается благодать даром и без меры. Но потом почти неизбежно наступает период богооставленности. И бес изнанный приводит четырех друзей еще более лютых. Если человек смог совладать с ними (не все могут и многие падения совершаются именно в момент первого искушения после благодати), то опять новая благодать, уже более ответственно принимаемая и хранимая. А потом опять искус. И так много раз, пока из этой никчемной глины Господь не слепит сосуд, достойный вмещать полноту Слова.

    Я не говорю, что эта экзистенциальная диалектика духовного роста единственная, но имеет смысл помнить о ней, когда вдруг на человека обрушиваются испытания куда более суровые, чем те, которые он терпел до своего обращения.

    ОтветитьУдалить
  2. Назидательно и обличительно!

    ОтветитьУдалить
  3. Евгений, спасибо за верные замечания. Евхаристия - важна. А богооставленность переживал и переживаю на себе, сложная это тема, скорее экзистенциальная, чем богословская... До конца не могу понять, почему вместо радости и плодов получаешь пустоту и темноту, яму и опасность

    ОтветитьУдалить
  4. buy viagra
    Добрый день. замечательная статья, спасибо огромное:-)
    viagra online
    ... Интересный сайт хорошо описали
    generic viagra

    ОтветитьУдалить

no