no
4/Вера/slider

МОИ РОДИНЫ

3 комментария


Так уж получается, что у меня не одна родина, а целых три. Родился я в России, в Саратове на Волге. Вырос на Донбассе в Украине. А еще имею небесное гражданство, принадлежу невидимому, но родному Божьему Царству.
Перед каждой из этих родин у меня свои обязательства. Ни об одной из них забывать нельзя, как бы не менялись приоритеты, привязанности, симпатии.
И все же напряженность, даже конфликтность есть. Особенно между патриотизмом небесным и земным. Многим христианам кажется, что их небесное гражданство освобождает от всякой ответственности за судьбы земной родины. Но я уверен, что это не так.
Да, мы не выбираем культурную среду, землю, общество, в которых довелось родиться и жить. Это Божий промысел определил нам, доверил, а теперь испытывает нас, способны ли мы хоть на что-то большее, чем на недовольное брюзжание и циничную критику.
Василь Симоненко, один из моих любимых украинских поэтов, говорил о том, что земной Родиной нельзя перебирать, она дана нам Богом, вручена, подарена до того, как мы рассмотрели ее недостатки или порадовались ее достоинствам:
«Можна все на світі вибирати, сину,
Вибрати не можна тільки Батьківщину».
Судьба молодого поэта сложилась трагично. В 1962 году он нашел массовое захоронение жертв репрессий, расстрелянных сотрудниками НКВД и сообщил об этом органам власти. Вскоре Василь был несколько раз жестоко избит и от побоев умер. Ему было всего 28 лет.
Очевидно, трудно было любить Родину, которая находилась под властью красных безбожников-душегубов, но власть меняется, империи падают, а многострадальная земля живет дальше, может быть, благодаря любви ее детей, которые смотрели в будущее после коммунизма и атеизма.
Можем ли мы видеть дальше нынешнего политического беспорядка, коррупции, морального разложения? Родину можно полюбить тогда, когда ты начнешь что-то делать для ее будущего, растить это будущее, строить не для себя, а для детей и внуков, связывая себя накрепко с этой землей и этим народом.
Я понимаю, что «рожденным в СССР» трудно определиться с родиной и воскресить в себе родственное чувство к земле и окружающим людям. К чему себя привязать, «если мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский союз»; если народы перемешали, нарочно спутав все корни и обрывая родные связи?
Для себя я решил так: не так важно, где ты жил раньше, куда важнее, где ты живешь сейчас, с чем связал себя сознательно, в свободном решении. Может ты родился далеко отсюда, но если ты живешь сейчас здесь, то это и есть твоя Родина, земля твоих друзей и близких, за которых ты отвечаешь.
Призывая жить добродетельно в стране своего обитания, апостолы все же называли верующих в Христа странниками и пришельцами, напоминая о двойном гражданстве и двойной ответственности.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите «(1Пет.2:11-17).
В этом тексте апостол Петр советует христианам своей законопослушной жизнью опровергать обвинения в отсутствии патриотизма и неповиновении общественным правилам. Христиане странники лишь в том смысле, что не разделяют греховных принципов большинства, что же касается исполнения законов и общественных обязанностей, то они вполне «свои» для окружающих людей.
Иными словами, я странник и пришелец в современной Украине, потому что не хочу давать взятки, воровать при первой возможности и продавать свои голоса за гречку и бутылку водки. Но одновременно я стараюсь быть патриотом своей страны в исполнении гражданских обязанностей, определенных законом.
В раннехристианском сочинении, известном как «Послание к Диогнету», мы встречаем описание отмеченной нами двойственности: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мир, ожидая нетления на небесах».
КПСС раньше называли умом, честью и совестью нашей эпохи. Очевидно, что антихристианская партия присвоила себе то, что принадлежало по природе церкви. Полагаю, что христиане с полным основанием могут быть названы совестью общества, его честью и умом. Они делают добро и следуют законам не из-за страха, но по любви. Если говорить прямо, то наше общество держится именно на христианах. Лишенные христианской мотивации, люди, как правило, воруют при первой возможности, обманывают непрестанно, и даже законы пишут так, чтобы их удобно было обходить.
Христиане выполняют законы не по букве, а по смыслу, признают порядок как Богом установленный. Об этом напоминает апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:1-8).
Если не дочитать этот отрывок до конца, то у меня он вызывает недоумение и несогласие. Мы ведь видим, что отнюдь не всякую власть можно признать Богом установленной, есть откровенно античеловечные режимы, построенные на крови. И лишь упоминание о любви снимает возникшее противоречие. Живя в жестоком мире, не закрывая глаза на общественные болезни, мы можем исполнять законы и подчиняться власти. Как? Любя окружающих людей Бога ради. Тогда можно терпеть незаслуженные наказания и смиряться при вопиющей несправедливости. Сила любви разрушает тиранию, потому что лишает людей страха, объединяет их крепче, чем выгода или приказ, и тем самым преобразует общество. Так христиане своим поведением напоминают власти о смысле закона, о любви и совести, без которых общество впадает в коррупцию; напоминают том, что закон на их стороне, что власть закона сильнее закона власти.
Христос в Нагорной проповеди призывает Своих учеников к активной общественной деятельности – не создавать пещерную, параллельную общность, но быть в гуще общественной жизни, не разрушая, а просвещая ее: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:14-17). По словам Христа, Он пришел не для того, чтобы разрушить систему власти и устои общества, но чтобы исполнить закон силой любви и показать верные мотивы для законопослушной жизни.
Христиане – известные скептики в отношении власти и государства. Они прекрасно знают, что царство Божье на земле никогда не будет построено. Но при этом они ответственны за то, чтобы очаги, ростки, знаки этого Царства были видимы уже здесь, в окружающей нас общественной реальности. От государства они ожидают не рая на земле, но хотя бы того, чтобы не был достроен ад (по словам Николая Бердяева, «Государство существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на земле не было ада»).
Христос говорил, что ненавидящие и преследующие всегда будут в большинстве, идеальное христианское общество для «своих» - утопия. Всегда будут добрые и злые, ближние и враги, праведные и неправедные. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:43-48). Христос здесь признает неискоренимое несовершенство общество, но при этом призывает быть совершенным в несовершенном мире.
Христианство преодолело известный издревле принцип партийности – частичности, разделенности на своих и чужих, наших и не наших. Церковь отвергает партийность и призывает к этическому универсализму. Павел напоминает, что христиане должны думать о благе всех людей в своей стране, не деля их на классы и партии: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1-4).
Апеллируя к нашему украинскому патриотизму и призывая молиться за власть и общество, я хочу сказать, что Украина будет нашей Родиной настолько, насколько мы сможем полюбить ее людей при их очевидных нравственных и социальных язвах. Это отнюдь не просто.
Петр Чаадаев признавался: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной».
Его слова о том, что «мы обязаны родине истиной», нужно повторять в наших церквах чаще, чтобы понять: Родина не ждет от нас галочки в бюллетене отмазки ради, она ждет нашего совестного и любовного участия, когда мы не будем закрывать глаза на все проблемы и не будем снимать с себя ответственность за них; когда Родина будет чем-то большим, чем картинками про казаков и горилкой с салом.
И все же любить земное отечество можно лишь в свете небесного, когда идеалы последнего будут руководством для первого, когда мы будем стараться жить и воплощать волю Бога «на земле как на небе». «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр.11:8-17).
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

3 комментария

  1. Спасибо за интересную статью, размышления. В унисон всему сказанному приведу слова пророка Иеремии:"И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир". Несмотря на то, что земля обетованная позади, и народ находится в языческом Вавилоне, не зная сколько им придётся здесь провести, Бог говорит, чтобы эта земля была твоей родной - "заботься о благосостоянии, молись за неё..."!

    ОтветитьУдалить
  2. Хочу напечатать эту статью в христианском журнале "Мир вам!" Не против ли вы?
    Ответьте по адресу: mirvam2@gmail.com

    Журнал можно посмотреть здесь:
    www.hopeforpeople.org/forum/viewtopic.php?f=32&t=55

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день. замечательная статья, спасибо огромное ) а продолжения вы случайно не писали? я подобную инфу давно искал, наконец нашел, очень буду благодарен, если ткнете носом, где про остальные цвета посмотреть можно.buy viagra

    ОтветитьУдалить

no