no
4/Вера/slider

У православных и евангельских церквей одна история на всех (наброски тезисов)

9 комментариев

У различных церквей есть общее прошлое, в котором хранится и опыт былого церковного единства, и созданное вместе богатое богословское наследие.
Общим местом в дискуссиях православных и евангельских христиан стали тезисы о древности православия и молодости протестантизма. На самом деле протестантизм действительно выделился в самостоятельную конфессию лишь в XVI в., но он не возник из пустоты, он прошел весь предыдущий путь вместе с католической церковью, а до того с церковью неразделенной. Канон, патристика, соборы – достояние единой церкви, еще не расколотой на восточную и западную. Тысячелетняя история церкви – от Пятидесятницы до схизмы 1054 года – является общей.
В публичных диспутах православные апологеты пытаются присвоить ту часть истории, которая принадлежит всем христианам. Странно, что вроде бы серьезные православные богословы называют патристику своей, православной, прекрасно зная, что православия как конфессии в то время еще не было. Еще более странно, что евангельские христиане иногда соглашаются с этой приватизацией и признают свое позднее рождение, свою непричастность средневековой истории. Возможно, в этом отказе выражается известное пренебрежение историей, ставшее негативной особенностью протестантизма. Возможно, скромное признание своего меньшинства перед влиятельными историческими церквами, сознательный отказ от споров с привилегированными конфессиями.
Так или иначе, тысячелетняя история, в которой было самое главное для последующего развития, в которой оформился круг ортодоксии, сложились основные богословские школы, установилось единство в многообразии Церкви, является общей для всех основных конфессий.
Патристика может быть названа не только православной, но и католической, и евангельской. Все это хорошие слова, применимые к церкви, отражающие ее разные аспекты. Но когда эти слова становятся «брендами» конфессий, они разделяют, обособляют то, что должны объединять.
Общее не только прошлое, но и настоящее, и будущее. В той мере, в какой православная и евангельская церкви осознают свою причастность единой вселенской Церкви, они могут считать общим не только первое тысячелетие, но и все последующие века. Бог – Господин всей истории, и Его промыслительная работа не закончилась на патристике. Открытое византийским богословам и западным схоластам предназначалось не только им самим, но и всей Церкви. Основные тезисы Реформации были адресованы всему Pax Christi, а не только самим протестантам. Общей нужно считать всю историю, в которой то одна, то другая церковь служит остальным, выполняя свою уникальную миссию, используя только ей врученные дары для обогащения всех. Такой взгляд на историю открывает целостную панораму, где у каждого есть свое особенное место, и это место не закрывает собой целое. Патристика, которой так дорожат православные; схоластика, которой справедливо гордятся католики; богословие Реформации, на котором «стоят, и иначе не могут» протестанты, - слагаемые одной истории. Т.е. всегда есть предшественники и продолжатели, которым стоит быть благодарным. Но этим все не ограничивается. По мнению большинства богословов, следующей парадигмой будет парадигма экуменическая, в которой соучастие церквей будет не в виде последовательных эпох и параллельных традиций, но скорее в виде общей трапезы, сопричастия, общения за одним столом. Так последовательность историческая снимается и завершается в общем служении друг другу и миру.
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

9 комментариев

  1. Всё это логично, только если допустить дихотомию Церкви и Православия. Православные апологеты не пытаются присвоить ту часть истории, которая принадлежит всем христианам. Они просто справедливо исходят из того, что православие и является Церковью. Дело здесь не в названии...

    "По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них." (http://www.pagez.ru/olb/333.php#1)

    Я не "большинство богословов", но не соглашусь о "будущей экуменической парадигме". Я думаю, она будет "энтропической". Оторванный от полноты благодати объединяться будет мир на основе светских и гуманистических тенеденций. В этом объединении, возможно, легко найдут себе место и некоторые т.н. конфесии.

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, если так понимать православие, то называться им сможет каждый, кто пожелает. Это не историческое и не конфессиональное определение, а совершенно абстрактное, лишенное конкретики, богословское определенности. Сказать, что православие это целое, значит пренебречь реальным многообразием христианства и закрыть собой всех. Даже есть православие и таково, то кто имеет право говорить от его имени? Политики РПЦ? Греческие богословы?А есть еще катакомбники, есть протестантская Православная реформированная церковь и проч. Так что в таком "целом" можно легко потеряться...

    ОтветитьУдалить
  3. Врял ли патриистику можно называть не только православной, но и протестантской. Самый наглядный пример - протестантское отношение к почитанию икон. То есть, если мы разделяем "православную патриистику", то мы должны вводить иконопочитание. Если же мы по-прежнему видим в иконопочитании не-библейскую практику, то говорить о том, что у нас общая патриистика не приходится. У нас есть общность Духа, но церковная практика у нас слишком разная. Если проводить "ботаническую" аналогию, то мы - одного семени, но корни у нас разные. И это, наверное, хорошо.

    ОтветитьУдалить
  4. Ставить знак равенства между патристикой и иконопочитанием нельзя. У отцов церкви и даже соборов отношение к иконам было неоднозначное. С какой стати оправославнивать патристику, если православие как конфессия еще не оформилось? Только для одно - отобрать в ней то, что подходит и оправдывает православие традиционное (а оно вовсе не обязательно ортодоксальное)

    ОтветитьУдалить
  5. Дело не в знаке равенства, а в том, сколько можно сделать исключений из общей патристики, чтобы она все еще оставалась общей? У нас с вами могут найтись общие предки, колене так в 10-20. В частности, это означает, что на протяжении сотен колен (от Адама и Евы) мы с вами принадлежали одному роду. Делает ли это нас родственниками сейчас?

    ОтветитьУдалить
  6. Да, не все родственники близки и не все близкие дорогие и милые... Я о другом - о том, что исключения из общей патристики делают те, кто хочет ее приватизировать. Я признаю ее цветующую сложность, она наша, но не только наша...

    ОтветитьУдалить
  7. Стремление к исключительности любой ценой, это скрытое признание своей неполноценности. И если в чем то нет любви, то это не Христианство.

    ОтветитьУдалить
  8. нужно перестать обобщать православие наделяя его узким образом оголтелого идолопоклонника, самим причисляя себя к не менее обобщенному образу - единственной истинной протестантской церкви, живущей в духе первых веков... православный, католический или евангельский - это лишь прилагательные, существительным же является - христианин!!! я встречал немало истинных христиан в православной традиции и множество сектантов в протестантизме... отделяя себя от общего исторического контекста это по крайней мере очень необъективно и наивно...
    как сказал один человек: "я тогда только стал настоящим православным, когда стал - баптистом!"

    ОтветитьУдалить

no