-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Снова о молодежи и «отцах»

5 комментариев
25-28 августа в Кобрине прошел Первый молодежный конгресс церквей ЕХБ Беларуси. Молодежь ждала этого события с нетерпением и оптимизмом. Но весь этот энтузиазм выветрился, «отцы» устроили «холодный душ». Лозунг конгресса «Духом пламенейте, Господу служите» вызывал скорее подозрение, чем поддержку и отзыв. Как будто этот текст придумали только вчера. Как будто лучше быть ни холодным, ни горячим. Лучше ничего не читать, ничего не организовывать, ни о чем не думать. И даже на телефоны и письма не отвечать. И даже от электронной почты отказаться. Залечь на дно и отдыхать. Может быть, поэтому на сцене «отцы» молились о спасении от «чуждого огня», приказывали замолчать музыке и отречься от интернета. Если вы думаете, что это я о каких-то обскурантах, то ошибаетесь, это о наших «отцах», о наших церковных служителях, любящих именоваться старшими, епископами, наставниками и проч. Мы их любим, это наша история, и они могли бы многим послужить молодым поколениям. Но мы не можем согласиться, что коль старшие не дружат с интернетом, то и молодежь должна выкинуть из окна компьютеры; что если кому-то по душе советские марши (хоть и с христианскими текстами), то все должны ходить строем и подставить уши медведю.
Конгресс лишний раз подтвердил глубокое разделение между советским и постсоветским поколением в евангельских церквах, между теми, что потерял ориентацию в мире перемен и спрятался как страус в «золотые семидесятые», и теми, кому приходится продолжать служение в новых условиях, на ком лежит ответственность за будущее, кто рискует, но идет вперед. Конечно, не все отцы - «отцы», и не все молодые - «прогрессивные». Не будем обобщать, всегда есть здравое меньшинство, так почему бы меньшинству из разных поколений не объединиться в заботе о редеющих церквах и пропадающих поколениях?

Современный протестантизм: проблемы и перспективы

4 комментария
Еще в 2009 г. вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков дал эксклюзивное интервью Вячеславу Макарову на тему «Современная протестантская церковь: состояние, проблемы, перспективы». Конкуренция, образование, публичная позиция церкви.


Вячеслав Макаров: Сегодня в Церкви наблюдается тенденция, которую можно назвать феодальной раздробленностью – имеется куча автономных церквей, различных объединений и союзов, с разными векторами развития и целями, разной мотивацией, теологией и так далее. Все это называется Церковью, и при всем при этом бытует мнение, что такая Церковь никак не влияет на общество и является слабой. Что вы можете сказать по этому поводу?

Михаил Черенков: Словосочетание «феодальная раздробленность» очень уместно к данной ситуации, потому что раздробленность очевидна. Причем, я бы не назвал сосуществованием наличие перечисленных союзов, автономных церквей и объединений, скорее, это конкуренция. Постоянные конфликты между союзами и союзниками, автономными церквами, которые перетягивают верующих с одной церкви в другую – факт. Зачастую можно наблюдать спекуляцию душами людей вместо реальной работы на общество и достойного диалога с этим обществом. Этакое существование для себя вместо служения благовестием обществу.

Раздробленность досадная, потому что все это Церковь, и когда разные члены тела борются между собой, движения рассогласованы, когда есть не столько осознание разности, сколько отчуждение друг от друга, то, конечно, это ненормальная ситуация в Теле Христовом. Разности должны быть, потому что и функции разные, и модели служения разные, методы разные, но видение, цель и Великое поручение – остаются едиными.

Правилен термин «феодальная», потому что мы все еще живем не в модерне, не в постмодерне тем более, хотя об этом тоже можно говорить, а все еще в эпохе средневековья. Мы живем среди мифов, среди сказок, среди былин, и здесь очень мало интеллектуальной, честной аналитики – что же с нами происходит, кто мы такие? Есть ли у нас богословие? Мы говорим – есть, но оно все состоит из каких-то мифов. Нет ни написанных книг, ни развернутых манифестов, программ, нет даже социальной позиции, нет богословия культуры, нет антропологии. То есть, нет фундаментально разработанных вещей, на которых может строиться жизнь церкви и ее миссия в современном мире. Поэтому «феодальная» это очень правильное слово. Мы все еще не переросли это. Нам кажется, что без возрождения, без просвещения, без постмодерна мы уже на вершине горы и можем всех критиковать. Увы, не можем. Церковь должна научиться лучшему, а именно – синтезу духовной и светской культуры. Ну не можем мы быть просто такими духовными и плевать на то, что происходит в обществе. Христиане должны понимать, что есть гражданский долг, что в демократическом обществе Церковь должна участвовать в жизни людей, а не жить только для себя. Мы должны понимать, что посреди всех общественных процессов нам надо искать свое место. Но славянский протестантский мир предпочитает оставаться в состоянии «феодальной раздробленности».

Наши западные собратья ушли далеко вперед, причем, я не говорю о том, что эта дорога была верная. Но вперед это означает, что у нас нет выбора, мы не можем оставаться позади, необходимо двигаться и не назад в прошлое, а вперед. И двигаясь вперед, они встретили не только новые искушения, но и приобрели важный опыт самоосмысления. И вот, Церковь оказалась в ситуации постмодерна, накопилось много практически не решаемых проблем. И это подстегивает Церковь, и мы видим, что появляются региональные богословские концепции, появляются новые имена в богословии, новые миссиологи, которые заявляют о необходимости переосмысления своей позиции. И у нас нет иного выбора, кроме как переосмысливать и меняться.

Поэтому я бы сказал, что мы сегодня остаемся в прошлом, в котором нет ответов, в котором нам не отсидеться и не пережить трудные периоды. Нам предстоит решиться и пойти на трудный риск – вперед, к озвучиванию проблем, но вместе с тем и к их преодолению.

Вячеслав Макаров: В 2006 году у меня был интересный опыт – я делал круглый стол с представителями основных российских протестантских союзов на тему «Есть ли кризис Церкви в России?». И мнения были диаметрально противоположными. Я не смог снять передачу и смонтировать что-либо, потому что не смог сделать никакого вразумляющего вывода. Одна часть участников заявляла, у нас прогресс, все отлично, никакого кризиса, число церквей увеличилось, государство нас не гонит, прихожане жертвуют больше, мы делаем социальную работу – все хорошо. Другая часть участников говорила, что нет – церкви вымирают, людей становится меньше, сократились пожертвования, теология раздроблена, государство на местах прессует – все плохо. Вот вы упомянули о том, что в этих вопросах западная церковь ушла вперед. Могли бы вы проанализировать различия влияния культурного аспекта на религию, например, в Америке, в России и в Украине? Если мы разные, то в чем? Теология, вроде, одна.

Михаил Черенков: Во-первых, что касается прогресса, то никакой прогресс без кризиса невозможен. Поэтому когда наши иерархи говорят, что у нас нет кризиса, мне это напоминает ситуацию в Белоруссии – батька сказал нет кризиса, значит, его нет. Но, к сожалению, нашими словами кризис не остановишь. Более того, кризисы нужны, и через них и совершаются перемены, в том числе и в Церкви. Кризис – нормальное состояние.

Если сравнивать американский, европейский и славянский протестантизм, то в европейском протестантизме ощущение кризиса присутствовало и присутствует постоянно, особенно в двадцатом веке. Вы знаете, что было целое направление в богословии – богословие кризиса, которое выросло из экзистенциальной озабоченности потерявшихся людей в веке машин, революций и мировых войн. В двадцатом столетии человека за всем этим попросту не было видно. И надо, сказать, что в некотором смысле, к сожалению, Церковь тоже предала человека. Возник вопрос – как вообще можно верить в Бога после Освенцима? Как можно верить в Бога той церкви, которая умывала руки, наблюдая, как миллионы людей погибали в газовых камерах? И вот возникло это направление, которое сказало, что в кризисе человек выясняет свою сущность, в кризисе он определяется по отношению к себе и по отношению к Богу. То есть, эти пограничные ситуации – нормальны.

Если смотреть на американский протестантизм, то там кризис был связан не столько с глобальными проблемами, сколько с социальными. Скажем, это проблема социального неравенства – чернокожее население отстаивало свои права. Мартин Лютер Кинг – один из пасторов, который заговорил о том, что у нас кризис не только духовный, потому что кризис это когда на улице ногами пинают человека, а ты проходишь мимо. И здесь можно вспомнить параллели с немецкими пасторами – Мартином Нимеллером , который сказал известную фразу: когда пришли за коммунистами – я молчал, потому что я не коммунист; когда пришли за евреями – я молчал, потому что я не еврей; но когда пришли за мной – защищать меня было уже некому. И вот что-то похожее происходило в Америке, потому что из разрушенной переболевшей Европы в тот период очень много людей перебрались в Америку. Но, конечно, там были свои проблемы. Взять, к примеру, пастора Харви Кокса, который написал «Мирской град» - потрясающая книга. У нас, наверное, ее до сих пор в перчатках читают, потому что боятся – ну, что это значит Secular city (омертвленный город)? Как так, это же мирское.
А Харви Кокс заговорил о том, что в урбанизированной городской культуре люди теряют связь с собой, индивидуализируются и этот опыт приносится в церковь, мы становимся разобщены, и нет чувства общения, общности, и Бог потерян. В совершенном технологическом урбанизированном мире человек стал просто винтиком.

И вот это ощущение кризиса передалось церкви в Америке. И были предприняты попытки переосмысления.

Я не говорю о том, что нужно со всем, что «оттуда», соглашаться, но о том, что там был приобретен опыт осмысления всего происходящего. И этот накопленный материал – его можно взять и что-то с ним сделать, есть концепции, подходы, опыт. У нас – у славянского протестантизма, к сожалению, всего этого нет. И мы говорим, что кризис это ненормально, поэтому предпочитаем не осмысливать все это, не дискутировать, а изображать хорошую мину при плохой игре.
Это основная разница между нами: западный мир думает, как справиться с какой-то проблемой. Славянский мир думает о том, как сжиться, свыкнуться с этой проблемой. Этакое «отрицалово» – меня это мало касается, поэтому и пусть происходит.

Печально, но это реальность, в которой мы живем. Реальность безразличия.

Вячеслав Макаров: Возможно, текущая ситуация, по крайней мере, в славянском сегменте, связана с тем, что мы в значительной мере продукт тоталитарного режима, мы рождены в СССР, несколько поколений воспитаны в обществе давления. И мы привыкли к методам такого постоянного давления, что сами давим, того не замечая. В девяностых годах прошлого века на этот наш бэкграунд наслоилась философия индивидуального американского успеха. Все общество, и церковь как его часть, десятилетиями жили этаким коллективным стадом под прессом – старшее поколение может вспомнить это давлеющее чувство власти братского совета. Человек и в обществе, и в церкви – ничто, песчинка.

И вдруг в какой-то момент приходит свобода, ты вдруг что-то значишь, можешь чего-то добиться, ты – есть. И вот на тоталитарные методы поведения накладывается философия индивидуального успеха и все это вдохновляется светлыми идеями Царства Божьего. И происходит взрыв этой гремучей смеси, когда бывшие сантехники (без обид – люди вчера пришедшие в церковь и получившие сотни людей в свою власть) кричат – мы изменим эту страну. И возможно, что именно этот разброд в постперестроечный период и предопределил сегодняшнее отношение общества к протестантизму как сектантство. Потому что неумелый вход лавины американского миссионерства, как когда-то Дерек Принц писал про мутные волны пробуждения, принес все, в том числе и всякую грязь, ересь и заблуждение.

Но вопрос в другом – что теперь с этим делать? Может быть, вообще поставить под сомнение адекватность и правильность развития славянской церкви, которая ушла от принципа ученичества и позволила укорениться в головах любого человека мысль, что церковь-то может начать каждый? Ведь бесконтрольная автономность в итоге и производит такие уродливые формы. И сегодня этот процесс уже не контролируем. Вот представьте, в совковое время провести богослужение или причастие мог только брат, который приехал из центра, он рукоположен для этого, т.е. присутствовало некое отношение святости к священнодействию.

Но сегодня в принципе любой человек может начать церковь, и, самое интересное, что если он будет успешен – типичным менеджментом выстроит работу, т.е. найдет деньги, проведет евангелизацию, купит музыкальную аппаратуру, скупит служителей, сделает церковь, - пройдет пара лет, и его все признают. И это уже случается, не будем приводить примеры, дабы не получить иски.

Но мой следующий вопрос будет об образовании – вы сказали, что богословие славянского протестантизма непонятное. Почему оно непонятное, ведь за последние годы на постсоветском пространстве, в основном в России и Украине появилось много таких вузов, которые производят богословов. Ощущение, что каждый пятый, а то и четвертый пастор, может достать диплом и сказать: я – богослов. И при всем при этом мы говорим, что церковь в кризисе. Что толку если мы такие умные? Или мы так умны, что ничего изменить не можем? А вообще, нам нужно такое академическое богословское образование?

Михаил Черенков: Я не думаю, что мы такие умные, скорее, скудоумные. Я понимаю тех служителей, которые захотели приобрести дипломы богословия, может быть, наверстывая упущенное в молодости, потому что в советский период трудно было получить высшее образование. Когда-то я читал дневник Александра Меня и понял, что этот человек, еще учась в средней школе, состоялся как богослов. Он умудрялся находить богословские тексты, культурологические, философские, которые формировали его.
Сегодня можно настроить и открыть массу заведений, но не быть подготовленным к серьезной работе над собой. Мне кажется, что мы ищем легкие пути – для духовной карьеры, для успеха.

По натуре, я, вообще, индивидуалист, не коллективист. Но я понимаю, что индивидуализм должен иметь христианскую основу. Бог – сторонник индивидуализма, потому что выделяет человека из толпы и делает его значимым, называет по имени, открывает ему особое призвание, и у Него свой диалог с каждым человеком. Но при индивидуализме должна быть основа, в том числе и богословская основа.
И проблема в том, что в эпоху этого мутного безбрежного индивидуализма, который мы знаем по принципу «обогащайся любой ценой, ты можешь все, реализуй себя», Церковь не предложила нормального здравого учения о личности. Люди учились по разным бизнес-пособиям, росли на различной харизматической литературе.

Я не говорю, что это плохая литература, но как правило, она этакого популистского покроя. Серьезной антропологии богословия личности не было предложено до сего дня. Может быть, только сейчас набирается критическая масса голосов, статей и материалов, из которых в будущем может появиться некая концепция этого.

Поэтому образование нам необходимо, но не с точки зрения формально образования, не для того, чтобы повысить процент образованных пасторов или сертифицировать их. Проблема в том, готов ли человек образовывать себя – формировать себя в соответствии с современными требованиями. Вспоминается Мартин Лютер Кинг – простой человек, но читал вещи, которые формировали его, бросали его на гребень волны, заставляли его быть впереди. У него было нечто большее, чем диплом в кармане. Он говорил: у меня есть мечта. И эта мечта – послужить своему народу. Так вот, если мы мечтаем послужить народу, то мы узнаем все о людях, среди которых мы живем и кому мечтаем послужить. Мы захотим получить не просто филькину грамоту и диплом в карман, а захотим узнать все, что нужно, чтобы послужить им, будем вникать в их культуру, будем для них эллинами, если они эллины. Сделаем все, чтобы быть актуальными, живыми и понятными этим людям. Это более строгие критерии к образованию. Позволяем ли мы Богу и этому духу перемен влиять на нас таким образом, чтобы быть актуальными? Диплом устаревает очень быстро.

Вячеслав Макаров: Многие могут не согласиться с этим, ведь сегодня нет недостатка в пасторах, которые говорят – у меня есть мечта, я готов вкладывать силы, время, деньги в построение своих империй для осуществления этой мечты. Сегодня такое явление, как мегацерквизм, фактически, разделило христианское сообщество.
Благодаря мегацерквизму насаждено понимание пасторского успеха как успеха именно в количественном и видимом плане. Число людей, число церквей, успешность внешнего вида. А разогреть это все идеями нового мирового порядка, служить элите и т.п. – и вот мы уже имеем лицеприятие в церкви: мы пойдем к бизнесменам, политикам и т.п. И это тоже мечты, искренние и реальные. Поэтому можно не согласиться с тем, что все, что нужно иметь, это мечту и посвященность ей.

Наверное, это должно как-то касаться и мотивов? Как очистить мотивы? Многие скажут, что сегодня церковь зачастую это больше человеческий менеджмент по управлению этой самой мечтой, чем собственно Божье намерение. Ведь рецепт мечты сегодня прост – берется некая абсолютная истина, Библейская, и вокруг нее человеческими манипулятивными методами строится механизм привлечения паствы. И все работает, паства просто эксплуатируется. И может быть, сегодня мы еще не имеем тех больших скандалов, падений и афер, которые пережила западная церковь, пережила трудно, тяжко, но нашла решение, и сегодня там законодательство не позволяет, например, иметь служение в собственности. Не заплатила Джойс Майер налоги в срок – все, скандал на весь мир, страну взорвали сообщения. То у нас сегодня значительная часть новоявленных мегацерквей и служений это либо семейный, либо частный бизнес. Впрочем, хорошо это или плохо – не мне судить. Но что со всем этим делать?

Михаил Черенков: Очень хорошие вопросы и не такие простые. Вообще, мечта это когда все непросто. Вот построить империю и просто эксплуатировать это уже не мечта. Почему? Потому что здесь есть расчет, хороший менеджмент и довольно малоБога-чуда, без которого мечта не реализуется. Почему Мартин Лютер Кинг говорил о большой мечте? Потому что перед этим он произнес прекрасную проповедь «Я был на вершине горы». И то, что он увидел оттуда – отличалось от того, что до этого он видел с человеческой точки зрения – в точки зрения пастора церкви, который хочет больше прихожан, новое здание церкви и т.п. Он увидел нечто другое. Я приведу два примера, которые различаю эти понятия «просто» и «мечта».

Когда-то в одном из баптистских объединений мы начинали новое издание, и я предложил назвать его «Украина Евангельская». Мне сказали – ну, что ты, это какие-то амбиции необоснованные, мы не можем претендовать. Но это была моя мечта – чтобы Украина была евангельской. Не баптистская, не пятидесятническая, но надконфессиональная, евангельская. Украина, которая наконец-то почувствует, как можно жить на основании евангельских ценностей. И когда я открываю сайт Европейской баптистской федерации и читаю о том, что главное призвание – распространять баптистскую идентичность в современном мире, то я понимаю – это не мечта. Это – «просто». Просто расчет, просто функция, просто то, что мы должны делать, как лидеры определенной организации. Но это не мечта. Моя мечта это Евангельские принципы как основа общества, Евангельская церковь, как ее духовный авторитет. Это другое, потому что как раз это – непросто. На этом никогда не заработаешь денег. На этом ты всегда приобретешь врагов.

Другой пример. Веду разговор с руководителем крупного пятидесятнического союза, задаю вопрос – если различать церкви евангельские и исторические (католики, православные), то вы можете сказать, что вы евангельская церковь? Он говорит – нет, мы исторические церкви. Вот харизматы, они евангельские, а мы исторические. Вот до чего мы дошли. Это не мечта. Это просто страх за будущее своей организации. Это нормально, это хорошо, но мечта это выше конфессиональных разделений. Это мечта о евангельском пробуждении, евангельское видение будущего нашего общества. До тех пор, пока у христиан не будет этого видения – без мирового порядка, без большой церковной казны, без политических проектов, - именно видение Евангелия для общества, - до того времени все будет в разрухе, а церкви будут пребывать в своих проблемах: ловить выгоду в мутной воде кризисного времени.

Вячеслав Макаров: Жестко. Но вот вы несете идею, которая в некотором смысле как бы «над» союзами, конфессиями. И пример, который вы упомянули, про функционера, который действует в режиме защиты и сохранения своей организации, настораживает. Вы не опасаетесь, что продвигая такую «над» конфессиональную идею, вы, фактически, рушите основы многих структур, в которых кормятся десятки, сотни, может быть, тысячи людей? Структуры, в которых успешно реализована Jesus-economy, экономика, построенная на Иисусе, как мы говорим, на западном спонсорстве, централизованном управлении десятинными отчислениями и т.п. Так ведь легко настроить против себя многих «сильных мира сего» - мира христианского.

Михаил Черенков: Что касается разрушения чего-либо… Если Алексей Ледяев говорит, что помазан на разрушение твердынь – пусть их разрушает, возможно, это тоже важная работа. Но я всегда выбираю строить. Я наблюдаю, что сейчас происходит процесс, который не особо от нас зависит – идет построение евангельского социума, формирование евангельского протестантизма. И это процесс, который был подготовлен предыдущими веками. Церкви – каждая конфессия – помимо исторического момента обнаружили в себе Евангельское начало. Исторический момент это то, что когда-то в какое-то время было успешно и помогало конкретной конфессии развиваться, но со временем это отжило как форма, и сегодня эта форма отягощает. Это груз прошлого, многотонный состав сзади. Евангельская составляющая не отягощена какими-то моделями, традициями, она всегда может заново посмотреть на себя и переосмыслить себя в свете Евангелия. Поэтому сегодня, как мне кажется, с одной стороны, происходит размытие конфессиональной идентичности, а с другой – появляется евангельское единство духа. И это не очередной экуменизм. Владимир Марцинковский, известнейший в прошлом веке служитель, как в Украине, так и в России был евреем, причислял себя к православным, назывался евангельским, служил всем и был принят всеми. Это хороший позитивный пример того, как нужно выстраивать свою конфессиональную и вероисповедную идентичность. И сегодня я чувствую и вижу, что возникает новая форма межконфессиональных отношений.

Вячеслав Макаров: Если смотреть на разность развития христианства в России и в Украине спустя 17 лет с момента распада СССР, - взаимоотношения с властью, с обществом: в чем сходство, в чем различие?

Михаил Черенков: В России, в каком-то смысле, все проще. Есть единый центр общественного влияния, и этот центр находится в Кремле.
И церковь должна самоопределяться по отношению к Кремлю. Быть ли ей просто прислуживающей структурой, которая будет легитимизировать все властные отношения и выполнять государственный и социальный заказ, или же сказать: мы не против власти, но у нас есть своя позиция и мы намерены оставаться на дистанции. Это одновременно и проще, и сложнее, потому что выбор понятен, но понятен и риск.

В Украине все наоборот, все сложнее и проще. В обществе политический хаос, непонятно пока с кем договариваться и кто представляет общество и власть в обществе. Но все и проще – никто не преследует тебя за твою позицию, ты можешь занимать самые крайние позиции, но при этом у нас демократия, и ты не будешь наказан. Но мне кажется, что церковь в Украине, к сожалению, не воспользовалась этой ситуацией.

В России церковь не использовала другие возможности – она просто не обозначила свою позицию, поэтому до сих пор она и не прокремлевская (как, например, РПЦ), и не самостоятельная. В рамках даже одного и того же союза есть противоположные тенденции, которые нивелируют одна другую. Церковь могла сказать о себе, как о стороннице гражданского общества – по многим вопросам, по Беслану, например, по делу Бахминой и так далее. Да, Юрий Кириллович Сипко говорил, но другие-то молчали… Молчал Патриарх, ныне почивший. Молчали другие лидеры протестантских союзов, которые по нейтральным темам много говорят, а по ключевым и острым – молчат. И это делает протестантскую церковь в России уязвимой, потому что в обществе есть запрос на независимую точку зрения, есть запрос на голос, который не ангажирован.

В Украине другая ситуация, здесь много голосов, и трудно пробиться через эту разноголосицу. Но если церковь и пробивается, и дают ей микрофон, то нечего сказать, потому что в обществе хаоса церковь не стала очагом сколь либо внятной инициативы. В России церковь поставили к стенке, и она могла бы сказать о себе как о независимой и сильной. А в Украине стенки нет, нет револьвера у виска, и это расхолаживает церковь. Добравшись до микрофона, лидеры замирают, потому что привыкли вкусно кушать и мало говорить. Все-таки, в духовном плане в Украине служителям и работается, и живется гораздо легче, чем в России.

Трагически погибла главред портала "Религия в Украине" Алла Дмитрук

1 комментарий

В эти жаркие дни мы потеряли многих не просто хороших, а бесценных людей. На этой неделе трагически погибла главный редактор портала "Религия в Украине" Алла Дмитрук. Светлая, добрая, чуткая душа. Всегда внимательная, вдумчивая. Располагающая, обаятельная. Приятный собеседник. Доверительная и дружелюбная. Такой она останется в моей памяти. Жаль, что не успел сказать этого ей при жизни

Поколения Х и Y: ищут ли они Бога?

2 комментария




Мир меняется головокружительно быстро, это замечают все. Гораздо реже замечают то, что не меняется в своей сути. Меняются культура, технология, политика. Человек остается прежним – с его природой, добрыми и злыми наклонностями. Меняется мода, но все новые одежды надеваются на того же человека. Что еще важнее, остается неизменным Бог, остается нерушимым Его план, постоянство Его присутствия.
Живущие сейчас люди не грешнее своих прадедов.
Нынешние мегаполисы не развратнее Содома, Вавилона, Рима.
Люди так же, как и в древности, грешат, но так же ищут Бога.
Они говорят на другом языке. Раньше, пытаясь понять новые поколения, я задавал им свои вопросы о смысле жизни, вечности, Боге, и удивлялся, что они не задумывались всерьез и отвечали вовсе не в тему. Теперь я понимаю, что они все же задумывались и таки отвечали, но называли все по-своему; что традиционные фразы для них потеряли смысл, что высокие слова обесценились; что молодежь искала и находила им замену, новый словарь, где слова и смысл были связаны более непосредственной, прямой связью.
Вот как сегодня поет о поисках Бога и Его следах Юрий Шевчук: «Иногда наша жизнь зарастает цветами, это значит, мой друг, Он прошел между нами, но увидеть Его нелегко». И еще: «Когда закончится нефть, будет объем души», «Господь нас уважает», «Наш Бог всегда всех нас поймет, Грехи отпустит, боль возьмет. Вперед, Христос, мы за тобой. Наполним Небо Добротой». Это неподдельные слова, не повторение чужих, не цитирование, а вынесенная из сердца жажда смысла, правды, Бога.
Ранее я сказал, что человек не меняется в своей сути. Но вместе с тем он меняется и очень быстро - в своей культуре, языке, поведенческих моделях, вкусах, стилях. Поэтому каждое новое поколение – загадка для предыдущего.
Ищут ли поколения X и Y Бога? Поколения Х и Y – неизвестные. Мы не знаем их, даже если и знаем, то не понимаем. Одно известное в этом уравнении – Бог. Мы знаем Его, что Он остается Собой вчера, сегодня и вовеки. Значит, Он будет действовать и в последующих поколениях, как бы не удивляли, не пугали они нас.
Мудрый Экллесиаст не советовал ругать современность: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Эккл. 7:10). Не трать время на ностальгию по золотым дням, которых не было. Не ругай нынешний день, потому что Бог повелел ему быть. Не сиди, сложа руки, не жди лучших времен; лучшее время не будет твоим, если оно будет, то уже не будет тебя; твое время – лучшее, другого не дано.
Наше время – часть Божьей истории. Наше поколение – звено в большой цепи. Наши скромные и проблемные жизни – часть Его плана.
Поиски Бога никогда не прекращались, важно увидеть их и поддержать, сориентировать людей, чтобы их дорога к храму, их путь к Богу не стал блужданием в лабиринтах сомнений и суеверий.
В знаковой песне Фредди Меркьюри «Шоу должно продолжаться» мы слышим отчаянье ищущего, но заблудившегося человека: «Пустые места – для чего же мы живем? Брошенные дома – полагаю, что мы знаем цель. Вперед и вперед… Знает ли хоть кто-нибудь, чего мы ищем?».
Все люди ищут любви, понимания, дома, правды, понимая их по-своему. У всех есть интуиция, есть смутное ощущение чего-то большего, слепая страсть к поиску. Задача тех, кто уже нашел путь, помочь тем, кто еще ищет, - помочь возвыситься, дотянуться, достучаться. Не ругать тех, кто в поисках забрел не туда, но вести, сопровождать, освещать, поддерживать.
В христианстве было много ересей, которые обожествляли свое время, эпоху, культуру, традицию. Казалось, что именно «мы» – хранители традиций – последнее поколение, а после нас – антихрист, всеобщее отступление, конец. Выходит, что молодежь никогда не будет серьезной, новые лидеры не удержат ситуацию в своих руках, не смогут контролировать, не будут принципиальными и бескомпромиссными.
Утверждать подобное – проявлять недоверие к Богу, который действовал через предыдущие поколения и при этом постоянно воздвигал новых продолжателей Своего дела.
Живой Бог открывается как вполне современный и «свой» нашему поколению. «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мтф. 22:32). Бог, которого ищет человек, молодой или старый, - вечный, а не ветхий. Бог, которого ищет вечно молодая душа, - Бог Авраама, Исаака, Иакова.., и нас с вами. На отцах время не остановилось, и на нас тоже не кончится. История продолжается.

Comment

Комментариев нет
- Чи існує сьогодні в Україні можливість, що будуть внесені зміни до законодавства і одна чи кілька з Церков/релігійних організацій отримають привілеї або якісь переваги? І чи потрібно вносити до законодавства зміни, які б констатували історичний вплив традиційних Церков без змін до конституційної норми про рівність всіх?

- На жаль, і попередня, і нинішня влада надто переймаються питанням єдиної, державної церкви, замість того, щоб займатись створенням гідних законодавчих і соціально-економічних умов для всіх громадян, до яких би церков вони не належали. Якщо режим Віктора Ющенка опікувався створенням єдиної помісної церкви шляхом діалогу між різними православними церквами, то нинішня проросійська влада примушує українські церкви до покаяння у розколі та мріє про їх розчинення всередині РПЦ. Вочевидь, що державне лобіювання РПЦ і надання їй виняткових преференцій загрожують існуючому плюралізму в українському християнстві, міжконфесійній злагоді та свободам громадян. Проте ця небезпека не зупинить проросійську партію влади в її прагненні монополізувати політичний і духовний вплив.

Визнання окремої церкви як «традиційної» викличе не так юридичні, як історичні, політичні та богословські суперечки. Констатація історичного впливу традиційних церков матиме негативний резонанс з боку релігійних меншин, адже маркування певної конфесії як «історичної» і «традиційної» надає їй переваги в очах суспільства і важить навіть більше, ніж законні права. «Історичності» і «традиційності» буде достатньо, щоб зафіксувати привілейований статус одної церкви і принизити інших, а закони при цьому вже можна буде й не читати.

Религиозная свобода всегда в опасности

Комментариев нет

5-6 августа в Киеве прошла международная конференция на тему «Свобода религии и демократия: старые и новые вызовы». В конференц-зале Национальной академии наук Украины собрались ученые, эксперты, журналисты, политики, представители церквей и религиозных организаций. Невиданная жара не помешала работе, в насыщенной программе приняли участие докладчики из США, России, Германии, Австрии, Словакии, Франции, Норвегии, Армении, Казахстана и Белоруссии.
В то время как научные конференции проходят в полупустых залах, данная международная встреча привлекла повышенное внимание. Помимо прочих причин этого стоит назвать хотя бы одну: свобода совести – тонкое мерило демократии, начало всех других свобод, тревога за судьбу которых в постсоветском мире усиливается не по дням, а по часам.
Конечно же, специалисты обсуждали мониторинговые данные и аналитические выводы по состоянию религиозной свободы, но при этом чувствовались душой и даже кожей другие измерения свободы – социальное, экзистенциальное, богословское.
Динамику дискуссиям придали доклады, посвященные конфессиональным подходам к пониманию религиозной свободы и демократии. Типология католического, православного и протестантского «богословия свободы» показала реальное разнообразие традиций и при этом очевидное единство в многообразии, основанное на презумпциях личностной свободы в отношении к Богу, выбора веры или неверия, суверенности внутренней территории личности, духовной автономии перед социальными институтами.
Известно, что христианство имеет богатый опыт жизни и выживания при самых различных политических режимах и общественных формациях, но наиболее близким его ценностям оказывается демократический способ организации социальной жизни. Поэтому судьба демократии в постсоветских странах становится самой насущной темой для социально-богословских дискуссий внутри христианских церквей.
Представители религиозных сообществ констатировали, что доминирующей тенденцией всего постсоветского пространства стала целевая поддержка государством избранных конфессий, лояльных политической власти, и при этом сужение прав меньшинств. Такая политика не учитывает реального плюрализма и провоцирует обострение межконфессиональных отношений. Это справедливо для Казахстана, где государственные преференции православному христианству и суннитскому исламу, может, и выглядят оправданными, но тем более справедливо для Украины с ее традиционным христианским разнообразием.
Опасение вызывают попытки законодательно закрепить неравенство конфессий и ограничить религиозную свободу, но не меньшую тревогу вызывает очевидное расхождение между демократическим фасадами и законодательными нормами постсоветских стран, с одной стороны, и реальной правовой практикой, избирательным правоприменением, государственным и общественным давлением на конституционные свободы, с другой стороны.
Несмотря на демократические законы, принятые после распада СССР и защищающие религиозные свободы в Украине, России и других постсоветских странах, общественная ситуация и структура религиозной жизни сегодня уже не отвечают прежним декларациями и зафиксированным нормам, что вызывает соблазн для «титульных» религий перекроить законы под себя и законодательно оформить их политическое и культурное доминирование (такие пожелания звучали и на конференции).
Религиозная свобода всегда в опасности. Ее мониторинг и защита – ответственность не только религиозных лидеров и религиоведов, но всего общества, если оно не хочет распрощаться с завоеванными свободами по очереди, начиная с такой «далекой и не важной», как свобода совести, т.е. собственный внутренний суверенитет, и заканчивая более любимыми свободами экономическими и политическими.

черновики к статье о Руси и "русской" вере

Комментариев нет

...часто люди выбирают «свою веру», пустую, напрасную (суе-верие). В каком смысле напрасную? Суеверие вроде бы помогает жить хорошо, «работает» на человека. Но ничего не меняет в самом человеке, не открывает для него мир духовный, не ведет к Богу.
Т.е. «своя вера» очень даже удобна для человека или целого государства, но совершенно бесполезна с точки зрения Бога.
Выбор «веры» усложняется политическими, идеологическими, коммерческими интересами. Удивительно, но «духовный», «богоносный», «православный», «святой» русский народ выбрал христианство не сердцем, а хитрой головой.
По легенде князь Владимир долго и придирчиво выбирал между иудейской, мусульманской и христианской «верами». Согласно «Повести временных лет», князь с удовольствием слушал о вере мусульман, «так как и сам любил жен и всякий блуд…Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того». Не принял Владимир и папских посланников, т.к. «вера отцов» для него была важнее учения «какого-то» апостола Павла. Отверг князь и хазарских евреев: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Или и нам того же хотите?».
В конце концов красноязыкий философ, подосланный греками, «браня все законы», заинтересовал Владимира своим православием. Церковная красота, пение и служба архиерейская покорили сердца русичей. К тому же христианский Бог помог Владимиру покорить Корсунь и выздороветь от глазной болезни. Красивая и полезная вера пришлась по душе князю, на нее можно было опереться, использовать в политике.
Как говорил писатель Николай Лесков, «Русь была крещена, но не просвещена». Суеверие обитает в потемках и боится света. Свет испытывает веру, разоблачает мнимую и ложную.
Что-то похожее произошло с убежденным приверженцем иудейской веры Савлом. Его озарил свет небесный, поверг наземь и ослепил. Оказалось, что, будучи человеком верующим, защитником «веры отцов и дедов», он не знал Бога. В растерянности Савл вопрошает: «Кто ты, Господи?.. Что повелишь мне делать?».
Позже апостол Павел поясняет, на чем основывает живая вера – на реальной трансформации духа, связанной с фактом воскресения Христа и со-воскресением с Ним: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор. 15:17). Т.е. вера связана с неким моментом истины, когда жизнь чудесным образом преображается, обновляется.
Если Бог воплотился и умер, это печальная история, мало что меняющая. Но если Он воскрес и жив, то Его присутствие преображает жизнь людей. Воскресший Иисус встречает фанатика Савла и превращает его в Павла, христианина, апостола.
Радикализм этого «превращающего момента» можно больше понять, читая письмо апостола к Галатам: «Во Христие Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Галл. 5:6). То, что составляло ядро его прежней веры, веры его народа, Павел почитает второстепенным, малозначимым, а на первое место ставит «веру, действующую любовью». Любовь распространяется уже не только на своих – свой народ, «свою веру», но и на эллинов, и на варваров.
Именно такая любящая вера преобразила и личность самого Савла-Павла. В слове о кресте, в истории о страдающей любви мало эстетики, для утонченных греков все это выглядело юродством. В обращении в христианство, тогда гонимое и малочисленное, не найти политической целесообразности и элементарного здравого смысла, для бывших друзей это выглядело безумием. А для самого апостола вера в любящего и страдающего Иисуса стала «силой Божьей», движущей и вдохновляющей на служение и подвиги.
Вера, действующая любовью и сильная Богом, не тешит любопытство, но бросает вызов человеку, его готовности измениться полностью, родиться заново.
История Савла говорит о перерождении Савла в совершенно нового человека. В истории князя Владимира, названного в православии «равноапостольным» (т.е. равным и апостолу Павлу), об этом нет ни слова. Да, строятся церкви, топятся идолы, заключаются династические браки и военные союзы, крепнет государство. Но веры мало, а любви еще меньше. Умирает князь в лихое время войны с двумя родными сыновьями Святополком и Ярославом.
Конечно, мы мало знаем о реальной жизни исторического князя Владимира. Возможно, наряду с политическими мотивами, имело место и покаяние, искреннее обращение к вере, духовное преображение личности. Но история закрепила другое – его военные и политические успехи. Жаль, что именно они вспоминаются в первую очередь, а не личность и личная вера самого князя Владимира.
Сегодня популярно говорить о национальной, исторической вере, которая выступает культурообразующим фактором, делает страну консолидированной и сильной. Вот только чем сильной? Ясно, что не любовью, а ненавистью, ксенофобией против чужих, инаковерующих.
Социологи свидетельствуют, что в стране больше «христиан», чем верующих. Т.е. больше тех, кто выбирает себе христианство как культурный и политический национальный брэнд, мало задумываясь, что перед Богом такая вера окажется пустой, беспомощной, ложной.
Россия до сих пор живет как витязь на распутье. Без Бога погибель, но по-Божьи жить не хотим и не умеем. Обращение к живой вере, покаяние, духовное обновление гораздо важнее и действеннее, чем проекты «модернизации» или «русского мира». Признаком национального обращения и неподдельной веры будет действующая любовь, когда измененные люди будут едины вокруг воскресшего Христа, будут служить Ему и друг другу. Иначе вера тщетна и мы живем так, будто Христос не воскрес, будто Он не встретил Савла, будто Владимир Русь не крестил, будто и не было тысячелетнего христианства на Руси...
no