В свежем номере украинского журнала Корреспондент можно найти резонансное расследование Ксении Карпенко. К статье я дал свои комментарии. Ниже мои ответы на вопросы Ксении
http://korrespondent.net/magazine
http://korrespondent.net/magazine
- Откуда священнослужитель получает доход? Может ли он заниматься бизнесом?
В разных христианских традициях сложились несколько различные отношения к совмещению духовной и деловой активности. В православии, например, никто не будет афишировать свое участие в бизнесе, но никто не мешает заниматься этим в серой зоне или через подставных лиц. В развитии этой традиции нельзя не заметить тревожную тенденцию к сращиванию церковного служения и бизнеса, духовной власти и власти денег, Церкви и «мирской политики». А вот протестантские священнослужители редко скрывают свой бизнес, для них это часть призвания и зримое подтверждение избранности. Но есть и общехристианская позиция: крайне желательно не смешивать церковное и деловое призвание, не соединять в одних руках духовные и материальные ресурсы.
- То есть, если у священнослужителя построен дом класса люкс – то на какие деньги он построен? На деньги состоятельных прихожан?
Даже если «люксовый» дом священнослужителя построен на частные пожертвования, это не оправдывает показную роскошь. Ведь пожертвованиями прихожан можно распорядиться с гораздо большей пользой. В бедной стране стыдно быть богатым священником. Критерии достойной жизни разнятся в зависимости от вкуса и аппетита каждого священнослужителя, но всем им следовало бы придерживаться среднего уровня доходов в стране, чтобы не выделяться богатством, не вызывать раздражение людей и упреки в адрес Церкви
- Насколько падает имидж церкви в глазах ее прихожан, когда последние видят элементы роскоши жизни церковнослужителей?
Люди не обязательно будут осуждать элементы богатства, возможно, некоторые порадуются за то, что священники не испытывают материальной нужды, выглядят современно или даже модно. Я не думаю, что общество хочет видеть Церковь бедной и жалкой, разоренной и слабой, а ее священников в рубищах и с протянутой рукой. Но при всем этом никто не будет оправдывать излишества.Церковь не утратит влияние, но будет восприниматься как все более человеческое и все менее божественное установление. Церковь сегодня рассматривается всего лишь как один из общественных институтов. Священникам доверяют больше чем политикам, но все это явления одного ряда. К большому сожалению, часто священнослужители сами же опровергают свой особенный статус и оказываются «такими же», «как все». Когда назреет революционная ситуация, сбросить могут не только политиков и олигархов, но и духовенство как часть старой системы.
-Можно ли разделять КП и МП по уровню или степени любви к материальным благам? Или здесь другое, мол неважно какой патриархат – искушение всем свойственно?
Искушения у всех людей одинаковые. Разные лишь масштабы злоупотреблений. То, что мы часто и явно видим злоупотребления высших иерархов МП, свидетельствует не о святости представителей иных традиций, а совсем о другом - о небывалом ранее разгуле церковного материализма, утрате чувства меры и реальности, самоуверенности и безнаказанности среди видных представителей «русского мира» и «русского» клира.
Комментариев нет
Отправить комментарий