-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Церковь завтрашнего дня

2 комментария


Мы уже привычно говорим о Церкви «вчера и сегодня» - какой она была и есть, понимая ее историю как длительность, непрерывность, последовательность, преемственность. Сложнее говорить о Церкви «сегодня и завтра», и почти непредставимы дискуссии о Церкви «завтра и послезавтра».
Когда-то у русского эмигрантского поэта Николая Водневского вышла хорошая книга «Вчера и сегодня», сумма воспоминаний о жизненном пути и этапах веры. Я с интересом читал этот текст как памятник уходящей эпохе, а теперь, к большому сожалению, и самому автору, покинувшему нас.
Но сейчас я жду, когда на полке появится ненаписанная книга, когда будет издана «история будущего», описано то, что лишь еще может случиться.
Биография людей и обществ, жизнеописание, рассказ о былом – это голос истории, престарелого «учителя жизни». А возможна ли биография будущего, проективная история, описание «послезавтра»?
Такие вопросы раньше оставляли фантастам. Многое, увиденное в будущем фантастами или «футурологами», сбылось, стало реальностью «сегодня». Но вот что печально: несмотря на все успехи в предсказаниях, фантастика умерла в конце прошлого столетия. На мой взгляд, проблема не с ней, не с идейным, а с «человеческим материалом». Люди стали все более близорукими, разучились жить дальше вечера того же дня, видеть дальше своего носа, мечтать больше, чем о повышении зарплаты.
Итак, я хочу констатировать: в богословских дискуссиях можно найти довольно много биографий Церкви, и почти никогда – ее пророческих образов, смелых взглядов в будущее, прозрений дня грядущего.
В то же время именно Церковь завтрашнего дня занимает меня все больше. Это связано с тем, как я проживаю жизнь – я пытаюсь определить задачи сегодняшнего дня исходя из дня будущего, т.е. представить будущее и в свете его организовать свое настоящее так, чтобы оно к этому будущему готовилось.
Есть и другие способы – определить сегодняшний и завтрашний день посредством прошлого, т.е. жить и поступать так, как было раньше, продолжать то же самое. Свет восходящего будущего дня или тень дня вчерашнего, уже прошедшего, задают разные перспективы для самопонимания и самоопределения.
Как в жизни человека, так и в жизни Церкви этот выбор присутствует всегда – или видеть дальше и рассматривать день сегодняшний как начало нового, движение вперед, или смотреть назад и понимать день сегодняшний как конец вчерашнего. Соответственно будущее можно видеть или в свете вечного дня, или в сумерках истории.
Церковь – не только духовная, но и вполне историческая реальность. Это воплощение Царства Божьего в истории, народ будущего, «род избранный.., люди, взятые в удел» (1 Петр. 2:9). «Историчность» Церкви важно понимать, чтобы в молитвенных созерцаниях и теоретичесих умозрениях не упустить человеческое, социально-политическое, культурное, организационно-институальное измерение церковного развития.
Но нужно идти дальше – Церковь не только историческая, но и эсхатологическая реальность. Это не только то, что было в истории и подтверждается ей. Это и то, чего еще не было в истории, что стоит над ней и спорит с ней.
Церковь – это не только то, что уже было и есть. Гораздо в большей степени это то, что нас ожидает в будущем, это община избранных, призванных, собранных из всех народов и времен, это конечное единство христиан с Христом, это новая реальность, невозможная сегодня, но уже существующая в будущем.
Научиться мыслить Церковь «исторически» - значит вписать ее в непрерывную линию развития и понять ее в этом всеисторическом масштабе «от Адама до Потсдама».
Научиться думать о Церкви в эсхатологическом ключе – значит стать частью будущего, понимать Церковь в перспективе метаисторической от Творения до нового творения, до нового неба и новой земли.
Акцент на прошлом («как и что было») закрывает подступы к вопросам «каково будущее Церкви?», «зачем нужна Церковь в перспективе вечности?», «чем все это закончится?». Но я уверен, что именно эти вопросы должна волновать Церковь и ее теологов. Именно эти вопросы спасают Церковь из исторического плена и ангажированности современностью, открывают долгосрочную, а точнее, вечную перспективу.
К какому историческому будущему готовится Церковь и что ее ожидает за пределами истории? Без ответа на эти вопросы Церковь будет Церковью (по)завчерашнего дня или Церковью дня сегодняшнего, пусть и самого важного, но, увы, дня одного, единственного, скоро преходящего. Поэтому не только интересно, но богословски оправдано и жизненно необходимо подумать о Церкви завтрашнего дня, того дня, который возвышается над днями предшествующими, над историей предыдущей, и открывает перспективу вечности. Здесь история переходит в эсхатологию, и именно в этом переходе живет и обретает свое значение христианская Церковь.
Предлагаю читать ненаписанные книги, осуществлять ожидаемое и сохранять уверенность в невидимом. Предлагаю жить завтрашним днем. Предлагаю всматриваться в будущее. Предлагаю видеть Церковь, ее задачи и возможности, сущность и формы, исходя из «точки Омега» – конечного назначения, полноты исполнения, смысловой ясности. Тогда будет Бог все во всем, тогда наступит брак Невесты и Ангнца, тогда христиане прийдут в единство веры. Только во свете столь многообещающего будущего можно пройти столь трудный исторический путь.

author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

2 комментария

  1. Церковь будущего осуществляется на каждой литургии, где мы, вместе с ходом литургии восходим к будущему Царству, которое Господь нам уже даровал. Это и есть, в пределе, эсхатологическое усилие. Оно же в любой нашей полноценной молитве или в размышлении над Евангельским словом,если удается хоть как-то приобщиться, хоть как-то побыть в свете Христа. Если мы стремимся к этому свету, совершаем усилие, чтобы в нем быть - это вполне эсхатологическое усилие по приближению Второго Пришествия Христа, когда Его свет встретится с тем, который в нас.

    ОтветитьУдалить
  2. Хотел задать вопрос.. Правильно ли я понял, вы предлагаете отложить всё (формы и институты церкви рожденные историе её существования) и посмотреть, что Сам Бог говорит о Своей церкви в Своём слове? Посмотреть какой Он её видит, с акцентом на её конечное состояние?
    и хотел разобраться, что вы имеете ввиду под "ангажированности современностью"?
    спасибо!

    ОтветитьУдалить

no