Христианство на территории Донецкой области известно, главным образом, Святогорской лаврой – красивым символом и святым местом. Более пятисот лет кресты Святогорья свидетельствуют о христианском выборе местных жителей.
Культурный слой «дикого поля», открытого всем ветрам и влияниям, разрушался стихийно и намеренно, поэтому основное содержание христианской истории не сохранилось в памятниках и текстах.
После кочевников-язычников в искоренении памяти постарались воинствующие безбожники. Да и сам местный народ, пришлый, оторванный от корней, мало заботился об истории, куда больше – о хлебе насущном.
До сих пор мало известны или вовсе забыты страницы истории христианства, связанные или с ранним периодом, или с иными конфессиями, «субдоминантными» формами и «малыми» традициями христианства. Но листая рваную тетрадь, слушая сбивчивые свидетельства очевидцев, начинаешь понимать, сколь много уже было сделано и сколь многое было утрачено, забыто, предано.
«Дикое поле» Донетчины остается непаханой целиной, ждущей своего времени. То, что было, взывает к совести и ответственности ныне живущих. Были великие люди, несгибаемые, жертвенные, горящие огнем, живущие верой. Были образованные богословы и были талантливые самородки. Были растущие церкви и большие пробуждения.
Забытое нужно вспомнить. Прерванное - продолжить. Сделанное до нас – чтить.
Из устной истории
«До 1884 г. в 100 км от Донецка на берегу речки Сухие Ялы, в 3 км от Большого Енисея, находилась усадьба евангельского христианина барона Корфа. Сюда он приезжал из Петербурга. Здесь нашел единомышленников и единоверцев».
«1 сентября 1912 года Алексей Маркович Букреев перееъал на ст. Гришино (Красноармейск). Он обучался в немецкой семинарии».
«С 1912 г. до 1917 г. пресвитером баптистов был брат из Петербурга Павел Андреевич Нерувимов. До 1921 г. собрания у баптистов проводились в районе, где сейчас ЦУМ»
«До 1917 г. были общины в местах: Гришино, Енакиево, Юзовка (Донецк), Мариуполь, Авдеевка, Васильевка, Гродовка, Ново-Экономическое, Ново-Бахметовка, Железное, Селидовка, Очерстеко-Корсунь, Орловка, Марьенка, Григрьевка, Красногорова, Грловка и Путиловский завод (а на рудниках: Григорьевский (300 членов), Горшковский, Рыковский, Провиднаский (Буденовка), Щербаковский, Вознесенсий, Ртутный».
«2 ноября 1917г. Букреев проповедовал в гостинице Дон (II линия), провел собрание и хлебопреломление, совершил крещение 27 душ».
«В 1942-43 гг. в Донецке проводились служения на 4 линии во Дворце культуры медиков (пресвитер Ковшун Василий Степанович, регент Терновский Алексей Николаевич)».
«В 1963 г. - объединение двух собраний – баптистов и евангелистов».
«10 ноября 1972 г. в г.Снежном утром во время богослужения произошел сердечный приступ у Татарченко, 18 декабря 1972г. он отошел в вечность».
По материалам сайта http://anabaptist.ru/
Татарченко Иван Яковлевич (1899 - 1972)
Старший пресвитер церквей ЕХБ Донецкой области (1958-1972). В годы войны был избран председателем восстановленного на короткое время Всеукраинского Союза ЕХБ, но, в связи с болезнью ног, просил принять на себя это служение избранного съездом заместителя — 6р. Шаповалова Д.Д.
Когда же линия фронта в конце 1943г. приблизилась к г. Кировограду и некоторые братья-служители, испытавшие ужасы советских тюрем и лагерей, решили покинуть родину, 6р. И.Я. Татарченко принял твердое решение оставаться среди братства ЕХБ на Украине. Здесь он был безжалостно осужден за свое служение и организацию съездов во время оккупации на десять лет лагерей.
Возвратился из заключения бр. И.Я. Татарченко в 1955 г. изможденный, не по годам постаревший, с еще более усугубившеюся болезнью ног. Выжить ему и его семье (жене и двум дочерям) помогали многие друзья по вере, горячо любившие в нем яркий талант проповедника Евангелия.
С полным правом брата И.Я. Т. можно назвать - прилежным собирателем материалов по истории братства ЕХБ на Украине. Часть собранных им материалов была опубликована на страницах 27-34-ой ж. «Баптист Украины» № 10 за 1927 г. под названием «Живые камни» (очерки по истории баптизма на юге Украины).
Позже, в 60-ые годы, он был приглашен для служения в общины ЕХБ на Донбассе и даже был одно время «членом Президиума ВСЕХБ» («История ЕХБ в СССР», стр. 548. К тому же на одном из съездов (борьба «инициативников» была не напрасна) в 60-ые годы он имел мужество в адрес гонимых и судимых «инициативников» сказать: «Их переживания это — и наши переживания, их слезы это — и наши слезы».
(Ж. «Баптист Украины» „\о 5 и 10 за 1927 г., «История ЕХБ в СССР», 1989 г.).
По материалам сайта http://oni-proshli.ru/
Алексей Маркович Букреев (1884 - 1929)
Алексей Маркович Букреев родился в 1884 году на хуторе Букреевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область). Его мать была искренней христианкой. Вместе с сыном она посещала собрания баптистов. Заметив его ревность и незаурядные способности, братья отправили его на учебу в Лодзинскую семинарию.
Через некоторое время семья Букреевых переехала в Гришино (ныне Красноармейск Донецкой области), и Алексей Маркович возглавил местную общину баптистов. Он отдавал ей все свои силы, и вскоре община духовно расцвела и стала образцом для других церквей.
Во многом благодаря его усердию было создано Средне-Южное объединение баптистов. Первый съезд объединения состоялся в 1912 году, тогда в его состав входило несколько общин; в 1927 году объединение насчитывало уже 7000 членов.
В октябре 1926 года А.М.Букреев переехал в Днепропетровск и принял служение пресвитера Днепропетровской общины баптистов. Выписка из письма Гришинской общины позволяет понять, как его любили и уважали верующие: "Мир вам, дорогие братья и сестры Днепропетровска! С великой скорбью и со слезами мы шлем вам это письмо по случаю разлуки с нашим дорогим братом и наставником в Слове Божием. Он во всем Донбассе был незаменимый работник во всех общинах во время трудных обстоятельств, но мы уступаем его вам по воле Бгожией, как высшему географическому центру Средне-Южного объединения баптистов. Примите его, как принимали апостола Павла галатийцы (4,14), ибо он достоин похвалы от Господа и от нас. Он пастырь в общине, как отец любящий своих детей, и учитель, который может наставить и разоблачить всякое невежество и заблуждение. К нуждам других он сострадательный, но свои старается скрыть…"
С середины 20-х годов служение Алексея Марковича Букреева расширяется. Он становится союзным благовестником, принимает активное участие в деятельности Всеукраинского Союза баптистов.
На пленуме Совета Союза баптистов, состоявшемся в Москве в декабре 1925 года, отмечалось: "Букреев Алексей Маркович в феврале посетил 13 общин Екатеринославской и Донецкой губерний, участвовал в 32 собраниях. В марте посетил 10 общин Донбасса и город Одессу, имел 27 собраний. В апреле посетил 23 общины Одесской губернии, имел 41 собрание. В мае посетил 7 общин Екатеринославской и Донецкой губерний, имел 19 собраний…"
В 1926 году Алексей Маркович Букреев был избран членом Совета Всеукраинского Союза баптистов, а затем и членом Совета Федеративного Союза в Москве. На 5-м Всеукраинском съезде баптистов, проходившем в мае 1928 года в Харькове, Алексей Маркович Букреев был избран заместителем председателя и ответственным секретарем Всеукраинского Союза объединений баптистов.
В июне 1928 года в составе делегации Федеративного Союза баптистов А.М.Букреев участвовал в работе 4-го Всемирного Конгресса баптистов в Торонто.
В конце 1928 года Алексей Маркович Букреев был арестован в Днепропетровске по нелепому обвинению в шпионаже. На самом деле его преследовали как одного из ответственных руководителей баптистов. Его подвергли мучительным истязаниям и, не добившись согласия на сотрудничество, отпустили домой тяжело больным. Верующие смогли поместить его в Киевскую водолечебницу, где он и умер 31 мая 1929 года от разрыва сердца.
По материалам сайта http://www.blagovestnik.org/
Комментариев нет
Отправить комментарий