-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Быть другим

Комментариев нет

Год назад мы проснулись в другой стране. В стране, где силовики не защищают, а убивают украинских же студентов. В стране, где граждане больше не гнут шею перед безбожной властью, но защищают друг друга. К тому, что зло рядится в милицейскую форму я привык с детства, когда врывались в дом с обыском или разгоняли церковное служение. Новым было то, что это сильное и самоуверенное зло встретило гражданский отпор. Мы собрались на Михайловской площади и звали других: "Киев, вставай! Украина, вставай!". Я никогда не думал, что хороших людей так много - целая армия добрых самарян. Никогда ранее не чувствовал такого единства с народом. Церкви были открыты, там принимали беглецов, оказывали первую медицинскую помощь. Колокола звонили, будили, звали на помощь. Именно там я чувствовал себя на своем месте. Там была настоящая жизнь. Настоящие люди. Там был Бог. Нельзя снова Его потерять, нельзя потерять друг друга. Особенно сейчас, когда зло хочет реванша, когда все меньше веры и все больше недоверия

Год спустя

Комментариев нет


Бывает день - что День рожденья. Такой случился год назад. С тех пор живем иным, иначе, иными.
Что случилось тогда? Пробуждение. Покаяние. Переосмысление. Новое рождение.
Год спустя. Другая эпоха. Мы не стали жить лучше, но мы стали собой, точнее становимся собой.
Перемены продолжаются. Привычный порядок рухнул. Воронка затягивает, отжившее проваливается в нее.
Если хотим жить, нужно меняться. Как? Каким словом передать глубину необходимых перемен?
Словарь политэкономии не подскажет. Подскажет словарь теологический.
Метанойя. Покаяние, изменение ума, внутреннее обновление, преображение природы.
Новое рождение. Новый человек. Новый эсхатон.
Так в календаре украинских событий открывается духовное измерение:
надежда вопреки усталости и разочарованиям, шанс спасения,
возможность Встречи, знак иной жизни. После всего случившегося,
перед лицами погибших и пред ликом Божьим, нет права и нет желания жить как прежде.
Господи, измени нас и нашу страну.
Пусть эти перемены станут укором для сомневающихся,
стыдом для хульников, ободряющим знамением для нас и "украинским чудом "для всего мира

РПЦ и протестанты: уроки последнего форума

1 комментарий

7 ноября в городе Шарлот (Северная Каролина) состоялся Российско-американский форум христианских лидеров.
Знаменательно, что встреча лидеров состоялась по инициативе Евангелической Ассоциации Билли Грэма – ведущей миссионерской организации США и всего евангельского мира.
Примечателен и фон, на котором проходил этот диалог – агрессия России против Украины и обострение отношений России с США.
Российскую делегацию представляли глава ОВЦС РПЦ митрополит Илларион, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской С.В. Ряховский, первый заместитель начальствующего епископа, управляющий делами РОСХВЕ К.В. Бендас, первый заместитель начальствующего епископа Российской церкви ХВЕ Н.И. Залуцкий, руководитель администрации начальствующего епископа РЦ ХВЕ И.И. Боричевский, генеральный секретарь Российского евангельского альянса С.Л. Вдовин, председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов А.В. Смирнов, руководитель Отдела ВЦС РС ЕХБ В.К. Власенко.
Ни одного россиянина, представлявшего независимую от Кремля или, тем более, оппозиционную точку зрения, на встрече замечено не было.
В то время как российские протестанты выполняли роль статистов, основная роль была отведена митрополиту Иллариону – «министру иностранных дел» РПЦ. Служба коммуникации ОВЦС обнародовала текст выступления мирополита Иллариона (http://www.patriarchia.ru/db/text/3834342.html), благодаря чему есть возможность приобщиться к атмосфере той встречи и ее основном месседжу.
Во-первых, митрополит Илларион отдает дань уважения политически влиятельной организации Билли Грэма и многолетним дружеским контактам. «Ярким свидетельством традиции доброго сотрудничества Московского Патриархата с американскими христианами являются наши контакты с Евангельской ассоциацией Билли Грэма, основатель которой не раз бывал в России».
Во-вторых, напоминает о том, что протестанты Запада ныне уже не те и РПЦ не может с ними поддерживать общение. «К сожалению, к концу XX века в наших отношениях с некоторыми христианскими общинами США наступил серьезный кризис. Он был вызван либерализацией нравственного учения в этих общинах, отходом их от тех этических норм, которые заложены в общем для всех нас Священном Писании Нового Завета. В сегодняшнем плюралистическом мире процессы либерализации захлестнули некоторые христианские общины. Многие церкви весьма далеко отходят от библейского учения в этой сфере, даже если такая позиция не одобряется большинством членов данных общин».
В-третьих, благодаря хитроумной риторике митрополит обвиняет «либеральных» западных христиан в том, что является собственным грехом «консервативной» РПЦ. Он гневно обличает и горячо проповедует, предпочитая наступление вместо защиты. «Либеральные христиане часто говорят, что в обществе нужно сохранить стабильность. Однако, какую стабильность можно сохранить, благословляя грех? Церковь всегда была призвана возглашать правду Христову и обличать грех, даже вопреки требованиям общества и «власть имущих». Разве Христос стремился приспособить Свою проповедь к стандартам мира сего? Разве он обещал им стабильность, комфорт? Разве он обещал им, что их проповедь будет иметь успех?».
В-четвертых, после апологии христианского нонконформизма, митрополит тут же напоминает о приоритете большинства (которому должна покоряться и Церковь!) и общественной, а не личной морали, которую церкви должны собой поддерживать. «Сегодня особый акцент делается на правах и свободе индивидуума без учета интересов социума…. Сфера нравственности является широким полем для совместной деятельности христианских конфессий, сохраняющих приверженность учению Христа, выраженному в Священном Писании».
В-пятых, говоря о страданиях восточных христиан, представитель РПЦ тут же переходит на главную тему и прямо обвиняет Запад в организации «арабской весны» и терроризме «под маской борцов за свободу». «Одним из приоритетов межхристианского сотрудничества на нынешнем этапе является необходимость общей заботы о братьях и сестрах, которые сегодня терпят бедствие в различных регионах мира. Прежде всего, речь идет о последствиях так называемой «арабской весны». Вместе с тем нельзя забывать, что этот процесс изначально не носил стихийного характера. Его разрастание стимулировалось той политикой, которую в последние годы вели некоторые страны Запада в ближневосточном регионе, а также конкретными мерами по финансированию и вооружению боевиков-исламистов под маской борцов за свободу и демократические преобразования».
В-шестых, после обличения Запада митрополит Илларион переходит к обличению прозападной и «националистической» Украины, а также к прославлению особой неотмирной и неангажированной роли РПЦ. «Конфликт на Украине вызвал серьезный кризис в отношениях между Западом и Россией, которые стали говорить друг с другом на языке санкций. Мир вновь оказался в ситуации, подобной холодной войне. Напряжение подогревается информационной кампанией, которая активно ведется в СМИ. Мы ценим позицию тех церквей, которые смогли трезво оценивать происходящие события и воздерживаться от односторонних политических заявлений. Русская Православная Церковь неизменно призывает конфликтующие стороны к прекращению вражды, к отказу от бесперспективного языка санкций и ультиматумов и к поиску реальных путей решения накопившихся за время противостояния проблем. В отличие от других украинских конфессий, Украинская Православная Церковь не оказывает поддержки одной из сторон конфликта и остается чуждой политической ангажированности. Именно за это она постоянно подвергается нападкам со стороны националистических сил».
В-седьмых, словами своего посланника РПЦ выразила готовность вместе с американскими протестантами (и, скорее всего, за их же счет) помогать Украине (наверное, отправить новые «гуманитарные конвои»).
«Сегодня острой проблемой также является наличие огромного числа беженцев с востока Украины. Русская Православная Церковь оказывает посильную помощь этим людям, испытывающим нужду в самых необходимых средствах к существованию. Готовы к сотрудничеству в этой сфере с американскими христианами, а также к совместной работе в рамках международных гуманитарных проектов, связанных с восстановлением полностью или частично разрушенных войной городов и селений Востока Украины, которые переживают сейчас настоящую гуманитарную катастрофу».
Помимо эти основных тезисов, глава ОВЦС выразил надежду на пророссийский протестантско-православный альянс, направленный на спасение загнивающей цивилизации Запада: «Выражаю надежду на то, что нынешний форум откроет новую страницу в истории взаимоотношений христианских Церквей России и США, которые будут направлены на усиление совместного свидетельства о непреходящих евангельских ценностях и на решение многих гуманитарных проблем, стоящих перед современной цивилизацией».
Наконец, поясняя свою миссию, спикер РПЦ вновь напомнил о «правде для мировой общественности»: «Голос церквей должен быть независимым и возвышаться над политической конъюнктурой. Это то свидетельство, которое требует евангельской мудрости и смелости. Ради донесения такой правды до мировой общественности Московский Патриархат старается использовать самые различные площадки». Иными словами, митрополит признал, что «использует» «площадку» Евангелической Ассоциации Билли Грэма для выражение своей «правды» Западу, заблуждающемуся на счет мирной России и любвеобильной РПЦ.
В тот же день митрополит Илларион поздравил Билли Грэма с его девяносто шестым Днем рождения.
О чем говорит и само событие и его основное послание?
Прежде всего, о том, что крайности сходятся – консервативные протестанты и консервативные православные видят в Путине защитника «традиционных ценностей». Завеса «традиционалистской», «духовной», «охранительной» риторики позволяет Кремлю и его идеологической спецслужбе (РПЦ) манипулировать Западом.
Можно понять российских протестантов, которые из страха и традиционного приспособленчества заглядывают в рот обольстительным риторам РПЦ.
Труднее понять западных протестантов, позволяющих таким наглым гостям глумиться над собой, хулить свои церкви и свою страну у себя же дома, а тем более манипулировать добрым именем Билли Грэма в оправдание начинающейся большой войны против Украины, да и против всего Запада.

Время зверей

Комментариев нет

Время зверей истекает
"И вот еще зверь. второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"...Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и до срока...
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными как бы Сын Человеческий... владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан. 7).
Глупы те люди, которые гордятся злой силой своего царя. Медведь будет сокрушен Богом и все его сторонники - посрамлены. Высокомерие будет покарано. Съеденные медведем - отмщены.
Зло земных царей и власть темных сил ограничены сроками. Но Царство Сына Человеческого будет вечным.
Лучше быть скромным слугой Сына Человеческого, чем рычать в зверинце, рвать на части соседей и грозить всему миру.
Лучше быть съеденным медведем за верность Царству Сына Человеческого и сочувствие людям, чем стать одним из медведей ради временной победы и кровавого торжества.
Сегодня время зверей, но оно вот-вот закончится. Время, отведенное медведю, истекает... Идет Сын Человеческий. Ему дадим отчет

Неизвестный Донецк

1 комментарий

Последнее время Донецк стал поводом постоянной тревоги. Идет война против Украины. Захвачены многие протестантские церкви, реабилитационные центры, христианский университет. Донецк – источник нашей боли.
Но сегодня я получил от местного пастора Сергея Деркача особое, «историческое» письмо. «Михаил, мир тебе! Cегодня вспоминаем 115 лет со дня рождения И.Я.Татарченко. Хотя он сам отмечал свой День рождения 24 ноября. Лена Гончарова собрала и написала воспоминания о нем, если можешь размести где то в интернете,.. Нужно помнить свою историю, особено - тех кто прошел впереди через трудности, пронес веру сам и поддерживал других, проповедовал веру в Господа Иисуса Христа в СССР».
Не могу не выполнить эту просьбу. При этом добавлю от себя несколько слов. Пастор Сергей Деркач – настоящий краевед, знаток истории местных евангельских общин. Именно он разыскал забытую могилу Ивана Яковлевича Татарченко. Весной прошлого года мы вместе посетили ее, возложили цветы и помолились о будущем евангельского движения. С тех пор многое безвозвратно изменилось. Мы многое потеряли, но потерять память права не имеем.
Иван Яковлевич Татарченко был личностью отнюдь не провинциального масштаба. Он играл выдающуюся роль в истории евангельско-баптистского движения Украины (был избран руководителем воссозданного союза баптистов Украины) и всего СССР (был членом президиума ВСЕХБ). При этом оставался простым, доступным, человечным.
Я думаю, что лучшим выражением нашего почтения к личности служителя будет молитвенная благодарность Богу за столь славную историю евангельской Церкви, а также ходатайство перед Ним за лучшее будущее для нашей страны, в котором будут и новое пробуждение, и новые его лидеры.
Ниже – коллаж авторства Елены Гончаровой.

Юбилейная мозаика
(к 115-летию Татарченко Ивана Яковлевича)
«Память праведника пребудет благословенна» (Притчи 10:7)
Он жил так, как проповедовал и пел!
Блажен, кто молиться умеет молитвой от сердца живой!
Тот духом всегда пламенеет и светел как ангел душой!
Живет он по Божьему Слову, под знаменем Крови святой,
И душу имеет Христову, и чудный сердечный покой.
В нем радости солнышко светит, лаская лучами других.
За ним уж никто не заметит поступков неверных, мирских.
Блажен, кто молиться умеет молитвой от сердца живой!
Успех он чудесный имеет в делах его веры святой!..-
Это – не только любимый псалом, но и жизненное Кредо Ивана Яковлевича Татарченко. «Благочестивый, исключительный, талантливый, интересный брат, друг, учитель- наставник» родился на Елисаветоградщине 11.11.1899 года, уверовал в 1916 году и в 1918 году принял святое крещение по вере. 55 лет назад ( в июле 1958 года) стал старшим пресвитером Донецкой области и нес это служение в страхе Божием до дня встречи с Пастыреначальником 18.12.1972 года. В сердечной памяти его современников хранятся неизгладимые воспоминания.
1.Власенко Анатолий Лаврентьевич: «Без наследия прошлого не может быть наследия в будущем, молодое поколение христиан должно знать благородную историю братства, чтобы принять, достойно пронести и передать «факел истины в крепкие руки» грядущих поколений. Иван Яковлевич в ранней юности был книгоношей. Родственной душой, своим по духу, «истинным сыном по общей вере » для Ивана Яковлевича был мой младший брат Давид,- ему и достались в наследство конспекты проповедей благословенного служителя Христова. Давид очень дорожил этим материалом и завещал мне: «Позаботься, чтобы это сокровище не умерло».
2.Власенко Любовь Леонидовна: «Родители наши очень уважали Ивана Яковлевича. Мама делала ему перевязку, и однажды спросила, что случилось с ногами. И получила немногословное свидетельство: гонители - истязатели приговорили к особой казни: ранней весной вывели на пахоту и привязали сзади к лошади, что-то сделали несчастному животному, что оно металось по замерзшим глыбам… Когда страдальцу возвратилось сознание, лошади не было, и он пополз к селению,- так Господь его спас для будущего служения».
3.Донских Мария Николаевна: «Скромный брат, молчаливый, эрудированный, проповеди были насыщенные, грамотные, с яркими примерами: «если связать мертвого с живым, то живой задохнется, а мертвый не оживет». На вопрос о здоровье отвечал, что здоровье – хорошее, только его мало, Адам рвется по швам…» Часто останавливался в нашем доме в Димитрове.
4.Гончарова Таисия Петровна - секретарь - машинистка Ивана Яковлевича: «Высокий, приятной внешности, на первый взгляд – строгий, неиссякаемый источник мудрости и великодушия! Он обладал большой жертвенностью, проницательностью, создавал мирную атмосферу, в нем был Дух Христов! В церкви Петровской 29.07.1966 года рукоположение на пресвитерское служение моего мужа Анатолия Ивановича совершал Иван Яковлевич Татарченко. Невзирая на угрозы атеизма, брат Иван Яковлевич благословил мое служение детям: «Ты решилась на важное дело Божие, верю, что Господь даст тебе мудрости и убережет от зла, совершай этот труд осторожно, не очень громко, а мне стоять за Истину - не впервой».
5.Гончарова Елена Анатольевна: «Он взял меня, еще крошечную, на свои добрые руки, совершая молитву благословения в церкви на 9-й Александровке, и первое десятилетие моей жизни оказывал благотворное влияние на формирование личности, подарил мне сокровище - Евангелие от Иоанна (наша семья жила с Иваном Яковлевичем в одном доме по ул. Великоновоселковская, 82 на Красном Пахаре в Донецке). Детвору всего поселка влекло к доброму старцу не только из-за конфет. Как-то застал он шалунов на месте преступления и спрашивает, какой сорт яблок самый вкусный. Воришки растерялись, тогда он сам же и ответил на свой вопрос: -«чужой». Совесть обличила и аппетит ко греху пропал!
6.Батюк Елена Михайловна (соседка): Иван Яковлевич – доброта великая! Накормит, напоит, облагородит человека, не требуя паспорта. Один проходимец наелся, отдохнул, а, уходя, прихватил большой мешок с зимней обувью. А святой старец утешал жену: «Верочка, успокойся,- пусть носит!» Этот случай меня потряс, он о многом говорит.
7.Диброва Бэла Ивановна: «Иван Яковлевич – хороший, истинный христианин, Богобоязненный, кроткий. Любил цитировать:
«Не в шумной беседе друзья познаются. Они познаются порой,
Коль горе нагрянет и слезы польются… Тот – друг, кто заплачет с тобой».
8.Красильникова Наталья: «На вопрос, чем Вы лечите ноги, Иван Яковлевич отвечал: - терпением».
9.Поплавская Лилия Трифоновна: «Впервые увидела Ивана Яковлевича на молодежном общении в Макеевке. Настороженность была излишней – его взгляд, проповедь, молитва убедили: он – друг молодежи, НАШ брат, верующий!»
10.Слуцкий Евгений Дмитриевич: «Иван Яковлевич - ревностный проповедник Евангелия – ослабевших вдохновлял, охладевших согревал, разделял скорби и болезни, по трясинам и грязи, в грозу и в снежную бурю, не имея личного авто, добирался в каждую из церквей области либо пешком, либо общественным транспортом. Курьезный случай произошел однажды – мужчина, не успевший приобрести в киоске талон, обратился к одной из пассажирок: «Вы не могли бы продать мне талон на проезд?», а она в ответ: « А ты по что думал, когда садился в автобус?!» Иван Яковлевич узнал эту женщину и тихонько сзади спрашивает: «Сестра, а в Вас соль есть?» Она без смущения заявила: «Какая тебе соль? - я за мясом еду!»…
11.Шатохин Леонид Александрович:
Мой первый добрый критик (памяти И.А.Татарченко)
«Я был зеленым мальчишкой, когда начал с родителями посещать богослужения в церкви «На 18-ой линии» в Донецке. Среди проповедников того времени запомнился, прежде всего, Иван Яковлевич Татарченко. Его проповеди сильно отличались от других. Вначале, даже трудновато было настроиться. Он читал места Писания, рассказывал небольшие истории, как будто несвязанные друг с другом, но, в конце концов, все расставлял на свои места, и вырисовывалась интересная целостная картина. Так ненавязчиво, но убедительно и поучительно раскрывалась какая - либо истина.
После богослужения Иван Яковлевич всегда был окружен желающими поговорить с ним, спросить совета, объяснения того или иного места из Библии. Иногда, с робостью перед авторитетом старшего брата, подходил к нему и я. Заметив, отсутствие всякой важности, которая была у некоторых лиц, имеющих подобный ему сан (он был старшим пресвитером по Донецкой области), стал подходить к нему смелее.
В апреле 1969 года я обратился к Господу и, где-то тогда, во время одного небольшого с ним разговора, Иван Яковлевич подарил мне Евангелие карманного формата. Это было первое лично мое Священное Писание, такое редкое в то время, а потому особенно ценный подарок.
В 70-ом году я принял крещение. И уже, как член церкви, не только приветствовал брата, но и посетил его дома. Причина была следующая. Я начал рифмовать строчки, считая себя начинающим поэтом. Слышал от друзей и родных восторженные отзывы, но мне хотелось услышать компетентное мнение о моих первых стихотворных опытах.
Проповедуя, И.Я.Татарченко часто цитировал поэтов, была заметна его эрудиция и поэтический вкус. От него, например, услышал и запомнил слова Гавриила Державина:
«…Христа нашедши, все находим,
Эдем свой за собою водим,
И храм Его — святы сердца»
И вот, с дрожью в коленках (отвлекаю брата-старца от важных духовных дел), переступил порог его дома по ул.Уржумской. Он попросил меня немного подождать, кажется, у него был еще посетитель. Потом взял тетрадь с моими незрелыми стихами и начал читать, делая какие-то пометки. Вернув тетрадку, он посоветовал продолжать писать стихи и больше читать хороших поэтов, классику. В тетрадке я заметил, что напротив строф были поставлены красным оценки, как я понял потом, очень завышенные. Это со стороны брата был выдан поощрительный аванс.
Интересная деталь. Строфы, где выставлены были слабые оценки, или подчеркнуты отдельные фразы, страдали вычурностью или неестественностью. Например, были такие слова:
«Ты знаешь все, Создатель мой,
И видишь дух мой, тело.
Ты знаешь: я хочу домой –
Жить в мире надоело!..»
И это из уст 18-тилетнего юноши! Я благодарен мудрому старцу, что он не перечеркнул все мои «колченогие» вирши, а с ними и мои надежды.
Он был немногословен и, прежде всего, старался выслушать собеседника. Но его немногие слова, были «приправлены солью и доставляли благодать слушающим». Не буду идеализировать Ивана Яковлевича, конечно, у него были свои слабости. В последние годы он тяжело болел. Сказались тяжелые условия жизни и лишения заключения за веру. Но пока он еще мог с трудом переставлять больные ноги – посещал церкви, проповедовал. Весть о его смерти настигла меня, когда я был на армейской службе. К сожалению, наше знакомство и общение было очень кратковременным, но оставило в моей памяти добрый след».

Вот всего несколько свидетельств, похожих на разноцветные детали- фрагменты, из которых мудрый человек составит прекрасный мозаичный шедевр – картину под названием «Встреча с одним из сонма служителей Божиих».

Брат Иван Яковлевич Татарченко оправдал высокое звание служителя Господня. О подвиге его жизни важно знать нам, христианам 21-го века.
«он более многих других был человек верный и богобоязненный»
Неемия 7:2

Что значит быть христианином-патриотом?

Комментариев нет

Когда я задаю себе этот вопрос, то думаю о трех его измерениях - о «ближнем», о «земле» и о «небе». Патриотизм как любовь к родине включает и конкретных людей, и место проживания, и тип культуры, и характер народа, и вопросы веры, и видение будущего.
До того, как мой внутренний взгяд охватит границы страны, где я живу; до того, как попытается вообразить нечто небесное, я представляю себе легко и сразу лица людей, которые живут рядом со мной. Библия называет таких людей «ближними». Уже потом я умножаю их, и в результате мыслительной операции получаю категории стран и народов. И в самом конце этих умножений и расширений, осветлений и превращений получаю категорию «неба», которое станет вечным отечеством для бесчисленного сонма людей и «народов».
Но первым я вижу человека. Мне не надо даже силиться его представить. Он рядом, он всегда близок. Его глаза спрашивают. Его руки просят. Его тело хочет согреться. Душа ищет понимания и сочувствия, надежды и смысла.
До того, как мы начнем говорить о патриотизме в отношении земли и неба – нашей земной Родины и небесного Отечества, мы должны думать о человеке и видеть его перед собой.
«Патриотизм ближнего» - так можно назвать персоналистский подход к теме патриотизма. Христианский патриотизм всегда связан с фигурой «ближнего». Мы в ответе за ближнего. Это может быть чужой человек, из чужого народа, но он оказался на нашем пути, мы оказались в одном месте, а следовательно, я за него отвечаю.
Вроде бы все просто. Но испорченный ум задает вопрос: «а кто мой ближний?» (Лук. 10:29), т.е. должен ли я считать ближними только «своих» (по роду, по сословию, по хорошим отношениям)? Как быть с оккупантами, чужаками, эксплуататорами? Как быть с «неверующими», инаковерующими, гонителями? В ответ Христос рассказывает нам историю о добром самарянине, который помог чужому человеку и даже не спросил его паспорт.
Кто для нас свои и кто для нас чужие? Ближним может оказаться и свой, и чужой. Ближнего нужно видеть в каждом, кто нуждается в помощи и сострадании. Ближний определен бедой и нашей отзывчивостью.
Но Иисус вводит еще одно различие. Оно связано с верой и послушанием воле Божьей. Он ломает родоплеменные границы и создает новую общность веры: «Кто Моя мать и кто Мои братья?.. И, указав рукой на учеников, сказал: - Вот Мои мать и братья. Кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец, тот Мне и брат, и сестра, и мать» (Лук. 12:48-50).
«Свой» может быть чужим, «чужой» - своим. Границы сдвигаются.
В этом смысле христиане живут в своем отечестве как чужие, и как свои среди чужих, хотя каждому чужому они свои, так как видят в каждом ближнего. А в ближнем – Бога.
Так мы учимся любить Бога через любовь к ближнему и прославлять Бога через помощь ближним и благодарность за ближних.
Поэтому вовсе не грех говорить «Героям слава!» - если мы в этих наших героях видим Его подарок нам, видим Его заботу о нашей стране, Его защиту для нашего народа.
«Патриотизм земли» - второй уровень для понимания патриотизма как любви к Родине и ответственности за нее.
Христианин – тот, кто верит в Христа, родившегося в Палестине и распятого при Понтии Пилате; в Христа, воплотившемся в истории нашего мира – в той давней эпохе, но и в нашей тоже.
Если мы верим в Христа, мы не можем игнорировать историю, общество вокруг, вопросы и нужды народа. Здесь порядок такой: сперва ближнему, затем остальным; сперва иудеям, затем эллинам, а уже затем варварам.
Сперва своим, потом соседям, и уж потом дальним. Сперва украинцам, потом европейцам, и уже потом варварам.
В отношении места патриотизм также имеет свой порядок: сперва быть патриотом того места, где оказался, города или села, затем региона, страны, мира.
Даже если мы принадлежим другому народу, то должны быть патриотами той страны, в которой живем. Пророк Иеремия от имени Господа обратился к пленным иудеям: «Молитесь за благосостояние города, в который Я переселил вас» (Иер. 29:7). Быть «патриотом» чужой страны – странно для тех, кто не видит за всем происходящим воли Божьей. Если же мы распознаем в этом и принимаем Его план, то желаем блага земле своего проживания, и тогда к нам самим приходит благо.
Конечно, всегда есть опасность впасть в ересь этнофилетизма (считать свой народ особенным, избранным, и уничижать других), но не меньшая опасность – впасть в грех предательского безразличия к бедам своего народа, забыв Иерусалим, сидя на реках вавилонских. Всегда грозят крайности ксенофобии (строить страну для своих на ненависти к другим) и ксенофилии (прославлять всех других и хулить своих).
Боясь крайностей, многие до сих пор спорят, можно ли говорить «Слава Украине!». Но для христиан сказать «Слава Украине!» означает то же самое, что сказать «Слава Богу за Украину!». Мы не превозносим ее над другими и не позволим унижать другим. Мы понимаем ее как самую лучшую страну, потому что ее дал нам Бог. И она самая лучшая для нас, именно для нас.
Ей грозит опасность, и мы отвечаем за нее, в первую очередь за нее – за наших ближних, которые живут в нашем доме и на нашей улице, которым угрожают террористы ДНР-ЛНР, иностранные наемники и войска.
Нам скажут: но нужно любить всех, в том числе наемников и сепаратистов. Я отвечу: в условиях войны нельзя любить всех одинаково и сразу, здесь действует христианский минимализм, когда нужно заботиться о своих, строить добрососедство со всеми, не умножать ненависти, чтобы затем восстановить равновестие и постепенно научиться любить чужих. Нельзя полюбить убийцу, но можно не ответить тем же. И так шаг за шагом идти к любви.
«Патриотизм неба» - это верность христианина своему будущему отечеству, как оно просвечивает уже сейчас в отечестве земном.
Апостол Павел в пример нам говорит об «отцах веры», что «Они видели обещанное далеко впереди себя и приветствовали его, и согласились с тем, что они не более, чем чужаки и пришельцы на земле. Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину. Если бы они все время вспоминали о той, которую покинули, то у них был бы случай вернуться. Но теперь они жаждут лучшей родины – небесной» (Евр. 11:13-16).
Т.е. мы еще ждем, мы идем, мы в пути. Мы не принадлежим полностью миру прошлого и настоящего, миру людей и границ. В другом месте Павел говорит, что «Наше государство – на небесах. Мы оттуда ждем Спасителя – Господа Иисуса Христа. Он преобразит наши слабые смертные тела» (Фил. 3:20-21). Здесь слово о преображении очень важно. Мы ждем Иисуса не для того, чтобы оставить землю на погибель и тем самым предать ее, но для того, чтобы преобразиться вместе с миром для новой жизни. Апокалипсис Иоанна рисует картину того, как небесный город сходит на землю (Откр. 21), так Царство Бога становится вездесущим, так исполняются молитвы христиан, чтобы было «на земле, как на небе» (Матф. 6:9-10).
Здесь возникают вопросы: какой из родин мы принадлежим; как «небесный патриотизм» соотносится с «патриотизмом земным»; что значит воплощение Бога для нашей гражданской позиции; как христология влияет на социальное учение; к чему обязывает нас сегодня наше христианское представление о будущем?
Две родины связаны через «воплощение» и «преображение». Мир «небесный» не рядом и не вопреки, но всюду, в нашей любви к земной родине, в правильной, христианской любви к ней, когда мы в земной родине видим творение Божье, Его подарок нам, Его знаки и следы, заселенную Им землю, доверенное хозяйство, знак будущего, набросок небесного града.
Наше земное – то малое что Он доверил нам перед тем, как дать большее. Мы должны осознать данное нам как наше, именно как наше. Заботиться, любить, отвечать.
Свое место, свое окружение, свою жизнь нужно принять не как заброшенность, но как судьбу от Бога, как Его долю нам. Распознать неслучайность, предназначенность, волю Божью в том, где нам довелось жить и за что довелось отвечать.
Так жил Бог и человек Иисус – сын плотника, галилеянин, Мессия. Его рождение в Иудее не было случайным. Римская империя и ее политика его не интересовали. Его интересовали люди. Он никогда не прошел мимо ближнего. Он кормил, исцелял и благословлял своих и чужих, в том числе оккупантов. Он любил Иерусалим, любил земную Родину. Но готовил будущее, видел людей спасенными, а землю преображенной, видел Новый Иерусалим.
Я сам хочу быть таким и хочу видеть наше христианство таким – подобным Христу. Тогда небо не будет закрывать от нас землю, а земля людей. Тогда ближний будет всегда важнее политики. Тогда Бог будет обитать посреди нас и мы будем Его народом. Тогда мы увидим будущее Его глазами и сможем это будущее воплотить хотя бы отчасти в нашей стране. Ведь каждый город может стать Иерусалимом, если его народ станет народом Божьим. И каждый город, даже Содом, может быть спасен, если в нем найдутся десять праведников-патриотов (Быт. 18).
Так вот, христианин-патриот, это тот, кто может совместить в своей заботе и любви все три названных – ближнего, землю и небо.
В свете Иисусова примера, которому надлежит следовать. В солидарности с ближними, за которых отвечаем. В ответственности за Божье творение, которым нам поручено управлять. В предвосхищении Царства, которое вырастает из нашей земли и соединяет нас с небом.
Патриотизм – это когда мы начинаем с самого малого и ближайшего, усматривая в этом свою ответственность перед Богом и перспективу Его Царства.



Настал час

Комментариев нет

Все евангельские рассказы полны напряженностью момента. Вот. Уже. Близко. Сейчас. Пришло время. Покаяния и суда, Радостной Вести и Царства.
Последний пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель говорил о грядущем гневе и суде, которые настолько близки, что избежать их нельзя: "Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? Докажите на деле, чего стоит ваше раскаяние" (Лук. 3:7-8).
Т.е. беда неотвратима. Поздно думать о будущем. Думай о своем покаянии, а не о том, что будет.
После него приходит Иисус. Его первой проповедью также стали слова о покаянии "здесь и сейчас", "вот уже" Царстве и Радостной Вести: "Настал час! Царство Бога близко! Покайтесь и верьте Радостной Вести" (Марк. 1:15).
Все смешалось в текущем моменте. Все как никогда близко. Жизнь и смерть, конец мира и пришествие Бога, Радостная Весть и последний суд, мое покаяние и Его любовь, страх бедствий и торжество Царства. Это сложное настроение царит сегодня в нашей Украине. Настал решающий момент. Со всех сторон грозит погибель. И как никогда близко спасение, близок Бог...

Вітаємо нового доктора наук, колегу Максима Балаклицького!

Комментариев нет


29 жовтня Максим успішно захистив дисертацію на здобуття наукового ступеня доктора наук із соціальних комунікацій. Вітаю і в порядку диспутації надаю свій відгук

ВІДГУК

доктора філософських наук, професора кафедри філософії ВНЗ “Український католицький університет” Михайла Миколайовича Черенкова
на автореферат дисертації М. А. Балаклицького „Розвиток протестантської журналістики в Україні”, представленої на здобуття наукового ступеня доктора наук із соціальних комунікацій за спеціальністю 27.00.04 – теорія та історія журналістики
Дослідження М.А. Балаклицького присвячене актуальній темі інституалізації церковних ЗМІ на матеріалі українського протестантизму (значною мірою – нішевих видань і “міні-медіа”).
Автор демонструє відмінне знання матеріалу і розробляє нові дослідницькі території. Здобувач аналізує когерентність між інституційним розвитком протестантизму і процесами медіатизації, що робить дослідження міждисциплінарним (окрім теорії та історії журналістики задіяні методи і теми релігієзнавства, історії, соціології, теології)
Ясно, що подібне дослідження не може не провокувати дискусій. Даючи загальну позитивну оцінку результатам дослідження, викладеним у тексті автореферату, слід вказати на дискусійні і недоопрацьовані моменти.
По-перше, стверджуючи, що «Cтудії із соціальних комунікацій незаслужено мало уваги приділяють медіатизації релігійного життя. У Європі науковий пошук у цьому напрямі блокує войовничий секуляризм, що намагається подавати світові процеси як результат дії виключно політичних та економічних чинників, на пострадянському просторі — рудименти атеїстичного світогляду. Через те поза увагою науковців перебуває процес медіатизації релігійного життя індивідів і соціальних спільнот» (C. 1), автор переоцінює роль секуляризаційних процесів і не помічає зворотнього процесу - десекуляризації. Саме остання і мала б стати тим полем, на якому розглядається медіатизація протестантизму, адже сам здобувач відзначає «повернення релігії в публічний простір постсекулярних і постатеїстичних спільнот через медіа (C. 2).
По-друге, основна теза про медіатизацію не узгоджується з іншими тезами автора. Наприклад, про «типологічні ознаки цієї журналістики», серед яких на першому місці – «місіонерська орієнтація: очікування зворотного зв’язку, конкретних дій» (C. 10). Тобто, йдеться про інструментальне ставлення до журналістики як засобу місіонерського впливу, і жодного слова щодо професійних характеристик, щодо інформативних і аналітичних завдань.
Більше того, сам дисертант констатує невтішні діагнози для протестантських ЗМІ: «Наукові журнали семінарій закрилися, бо наукове богослов’я не затребувано церковною спільнотою»; «Консервативне середовище не потребувало професійних видань» (C. 12); “Газета «Камень краеугольный» репрезентує в Україні ідеологію протестантського фундаменталізму. Ця концепція проголошує існування змови проти християнської цивілізації, заперечує відокремлення церкви від держави, закликає редукувати світський простір” (C. 16).
Виникає питання, чи можна назвати все це «медіатизацією» и чи не є вона штучним конструктом для вітчизняного протестантизму, який досі залишається у полоні фундаменталізму і заперечує плюралізм як світоглядний і професійний принцип.
По-третє, не зовсім зрозуміло, чому в тексті автореферату багато деталізацій, прикладів, ілюстрацій. Автор аналізує зміст і долю журналів “Моя надія” (C. 11), “Християнство” (C. 12), газет “Для тебя”, “Християнський погляд” (Сю 14), “Камень краеугольный” (C. 16). Місце для такої аналітики – в основному тексті дисертації. Загалом, тексту автореферату бракує теоретичних узагальнень.
По-четверте, надто дискусійним видається авторське розуміння “протестантської журналістики”. Дисертант не тільки аналізує, але й пропонує власне тлумачення цього феномену: «Концепція журналістики, що ґрунтується на біблійній етиці, має відштовхуватися від віри в існування пізнаванної Істини. Об’єктивність — це близькість до Істини, максимально доступна суб’єкту, що пізнає. Якщо це християнська, біблійна журналістика, її об’єктивність виміряється біблійним текстом. Постмодернізм, заперечуючи існування такої Істини, знецінює поняття об’єктивності» (C. 17). І наче не помічає, що з таким підходом до журналістики годі й казати не тільки про медіатизацію, але й про елементарну релевантність сучасним процесам. Такий підхід зближає автора з фундаменталістами, яких він критикує, адже навіть такі класичні протестантські теологи як Джон Веслі називали критеріями об'єктивності не тільки біблійний текст, але й традицію, розум і досвід.
Загалом можна сказати, що дисертант дозволяє собі цілий ряд неявних богословських тез, які не підлягають верифікації та диспутації в межах заявленої наукової спеціальності.
Однак висловлені зауваження не впливають на загальну високу оцінку роботи, що є самостійним та завершеним науковим дослідженням, повністю відповідає вимогам, які висуваються до докторських дисертацій, а її автор М. А. Балаклицький заслуговує на присвоєння наукового ступеня доктора наук із соціальних комунікацій за спеціальністю 27.00.04 – теорія та історія журналістики.

Доктор філософських наук,
професор кафедри філософії
ВНЗ “Український католицький університет” Черенков М.М.

01 жовтня 2014 р.


no