-->
no
Технологии Blogger.

Сообщить о нарушении

Поиск по этому блогу

Недавние Посты

5/recent posts

Случайные посты

3/random posts
no

Недавние Посты

5/recent posts

Последние коментарии:

5/recent comments

Последние коментарии:

5/recent comments

Страницы

4/Статьи/slider

Украинский фронтир

Комментариев нет

nv.ua

Украина – тот самый пазл Европы, без которого она не может стать целостной

6 апреля 2016 года в Нидерландах пройдет референдум, на котором гражданам этой страны предстоит ответить на вопрос: «Вы "за" или "против" ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС?».

Почему Украина нужна Европе? На этот вопрос украинцам предстоит отвечать все чаще. Тем не менее, они до сих пор разделены более эгоистическим вопросом: нужна ли Европа им? Дальнейшее сближение без взаимной заинтересованности вряд ли возможно. При этом общие интересы найти несложно, было бы желание.

Украина идет в Европу, которой больше нет. Подобные оценки происходящего звучат все чаще и от украинских, и от международных экспертов. Еврореализм становится доминирующим трендом. Он не оспаривает правильность избранного направления – европейской интеграции Украины, - но уточняет реальное положение дел тут и там, реалистичные образы Европы и Украины. Очень важно увидеть не только Украину, но и нынешнюю Европу подвижным, транзитным образованием. Понять, как в своем встречном движении они могут меняться и определяться. Предложить коррективы, чтобы это сближение было взаимно обогащающим и укрепляющим.

Осенью 2013 года, когда решалась судьба соглашения об Ассоциации Украины с Евросоюзом, Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций выступил с обращением к народу, в котором заявил как о поддержке евроинтеграции, так и о своих коррективах к пониманию современной Европы и задач Украины в сближении с ней: «Будущее Украины естественно обусловлено нашими историческими корнями – быть независимым государством в кругу свободных европейских народов. Вполне понятно, что современная объединенная Европа имеет не только достижения. Немало в ней того, что требует изменений или исправления – так же, как и наш собственный украинский дом. Традиционные религиозные, культурные, семейные и нравственные ценности, на которых веками основывалось жизни народов Европы, – драгоценное сокровище, которое мы должны ценить, совместно беречь, защищать и приумножать. Знаем, что в этом деле в Европе у нас есть много единомышленников, с которыми мы готовы объединить усилия».

С приходом Украины Европа должна стать другой
В этих словах важно услышать два момента: по мнению предстоятелей церквей, Украина и есть Европа – исторически и географически. В то же время Европа - не столько данность, сколько заданность; ее нужно удерживать и корректировать объединенными усилиями единомышленников, в том числе украинских.

Сказанное тогда, перед началом Революции достоинства на Майдане и последующей российской агрессии, не утратило свой актуальности, напротив, предварило многие нынешние дискуссии.

Осенью 2015 года, когда украинскому парламенту было предложено принять антидискриминационные поправки (ослабляющие традиционные подходы к пониманию пола и брака) в обмен на безвизовый режим с Евросоюзом, украинские церкви активно противодействовали подобному «обмену» и внесли свои предложения по изменениям в Конституцию, защищающие традиционные христианские ценности (прежде всего, ценность жизни от зачатия до смерти и ценность семьи как союза мужчины и женщины).

Таким образом церкви отвергли предложение «нетрадиционные ценности в обмен на безвизовый режим». При этом последовательно настаивают, что моральные ценности и духовные традиции Украины могут быть не бременем, а благословением для Европы.

Как недавно заявил патриарх Филарет, «именно потому, что Украина — это Европа, мы считаем, что наш народ имеет не меньшее право, чем другие народы, сохранять в европейской семье свою самобытность, придерживаться традиционных духовных и культурных ценностей». Иными словами, украинские церкви совмещают свою приверженность евроинтеграции с верностью своим традициям. Иногда это сочетание приобретает конфликтный характер, но в этом есть и динамика, и поиск гармонии.

Итак, Украина видит себя частью Европы, желает приобщиться к благам цивилизации и культуры, но не готова при этом жертвовать собственными духовными традициями. Безусловно, содержание и ценность этих традиций предстоит уточнить, ведь украинское христианство во многом остается номинальным, а ссылки на традиции и ценности – не работающими. Но сама постановка вопроса о роли украинских традиций и украинском факторе в целом, как о чем-то недостающем и при этом важном для Европы как целостности, представляется очень даже актуальной.

В том, что вопрос об отношениях Украины с Европой принял такой двусторонний характер, - безусловная заслуга украинских церквей. Они решились что-то предложить взамен, найти собственную ценность и поделиться ею. В то время как государство и общество видят в Европе лишь набор цивилизационных благ, которые спешат заполучить любой ценой, даже ценой отказа от себя и своего. Похожим образом и европейцы чаще всего думают о том, что украинцы могут от них взять, чем им придется поделиться с новыми, более бедными соседями. Но в Украине нужно видеть не только получателя, но и обладателя; не только дефицит, но и потенциал. И это справедливо не только для религиозной или культурной сфер, но и для каждой другой.

Если угодно, Украина – это тот самый пазл Европы, без которого она не может сложиться в целостность и быть собой в полной мере. Пазл, который имеет и культурное, и экономическое, и военно-политическое значение. Все эти значения определены историческими корнями, но стали вновь актуальными в свете антизападной агрессии России и растущего давления со сторону радикального ислама.

В культурном плане Украина представляет собой уникальный синтез восточного и западного христианства. Как только украинское православие освободится от московской зависимости и получит признание своей самостоятельности, оно станет ключевым фактором в мировом православии. При этом, скорее всего, оно будет все больше сближаться с греко-католической церковью. Это сближение двух крупнейших религиозных традиций Украины возымеет решающие последствия и для российского, и для европейского религиозного пространства. Это же оживит отношения Константинополя и Рима, европейские интересы которых сходятся именно на украинской территории. Возвращение украинского православия (а также других традиций) в европейский контекст существенно укрепит и разнообразит христианскую составляющую европейской идентичности.

В экономическом смысле у Украины есть все шансы вернуть себе известный, но, к несчастью, надолго утерянный статус «житницы Европы». Широкие и плодородные украинские земли – не только приглашение к инвестициям и будущее международного бизнеса, но и гарантия продовольственной безопасности всего региона. Возрождение Украины в качестве «житницы Европы» возможно при условии возрождения ее международной транспортной системы. В пользу этого – география страны, транзитный характер расположения, наличие морских и речных сообщений. Украина – естественное и необходимое продолжение Европы в восточном направлении, как в географическом плане, так и в экономическом.

В качестве военно-политического фактора Украина уже стала пограничником Европы, мужественно принимающим на себя натиск Востока и Северо-Востока. Это настоящий европейский фронтир – и культурно-исторически, и военно-политически. Восприятие Украины именно как фронтира открывает путь к пониманию ее общего и особенного с Европой, их обостренности и неравновесности. Без Украины границы Европы оказываются незащищенными – не потому что там нет следующей линии, а потому что следующая линия не имеет характер фронтира, она более слабая и податливая, она скорее формально юридическая, чем реально охранительная.

После сказанного выше, не так уж трудно согласиться с расхожей фразой, что «Украина идет в Европу, которой уже нет». Потому что без Украины Европы нет, нет как целостности, нет как будущего. Потому что Украина и есть Европа, в географической принадлежности и культурной незавершенности. Потому что с приходом Украины Европа должна стать другой. Потому что и Украина, по пути в Европу, должна измениться. Европа и Украина нужны друг другу, чтобы соединиться в общем доме и обновить его
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no