Моисей повторяет
закон Божий для нового поколения. Помимо информации он передает нечто большее –
завет с Богом. Договор должен быть обновлен.
Моисей нарушает
связь времен и утверждает, что тогда, на горе Хориве (Синае), присутствовали и
дети, не только отцы: «Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с
отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня
живы. Лицом к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня» (2-4).
Здесь становится
страшно, потому что мы, «которые здесь сегодня живы», должны заново пережить
страх огня и услышать громовой голос, должны стать участниками того события.
Выходит, что весь
народ, все его последующие поколения были ТАМ и вступили в завет с Богом.
До сих пор шутят:
«Где-то я тебя видел… Ну как же, на горе Синае!».
Интересно, что
народ ищет не близости с Богом, но безопасной дистанции.
Легче остаться
внизу горы и сделать пересказчиком Моисея. Легче отдать это событие отцам и
никогда не входить в него.
Когда Бог изрек
слова заповедей «на горе из среды огня, облака и мрака громогласно» (Втор.
5:22), реакция людей была вполне разумной: «Сегодня видели мы, что Бог говорит
с человеком и сей остается жив; но теперь для чего нам умирать? Ибо великий
огонь сей пожрет нас» (24-25).
Они просили
Моисея подняться к Богу на гору и говорить с Ним, а уж после передать людям все
услышанные заповеди. Как вспоминал сам Моисей, «вы боялись огня и не восходили
на гору… я же стоял между Господом и вами» (5).
Но Моисей не
вечен, и он один. Кто научит детей и внуков? Кто передаст заповеди и их смыслы?
Рано или поздно люди должны были вникнуть сами, т.е. стать частью той
изначальной ситуации общения и завета с Богом.
Поэтому при
повторении закона Моисей говорит не об отцах, он говорит о ныне живых: «Бог наш
поставил с нами завет». Бог говорил с нами и пригласил нас к завету. Нам некуда
скрыться от Его лица и Его слова. Нам некому передать полномочия. Бог обращается
к нам и говорит с НАМИ.
Почему мы боимся
подняться на гору к Богу, но не боимся делать золотых идолов?
Как можно войти в
ту ситуацию завета, стать ее участников?
Как можно ввести
туда детей, чтобы завет стал ИХ заветом?
Как Бог говорит
сегодня с нами, на какой горе?
Комментариев нет
Отправить комментарий