Моисей был трезв:
ему достался далеко не лучший народ – нерешительный и капризный, неверный и
бунтарский. С таким «воинством» землей не овладеть, особенно той землей, где
«народы больше и сильнее», «города большие с укреплениями до небес», а люди –
великаны, «великорослые, сыны Енаковы» (Втор. 9:1-2).
Но он знал и
другое: Бог пообещал дать эту землю Израилю, и Он это сделает. «Знай же ныне,
что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огонь поядающий; Он будет
истреблять их и низлагать их пред тобою» (9:3)
Поэтому Моисей переживал
о другом – не о том, как завоевать землю, но о том, как смирить народ к
послушанию Господу.
Он предупреждает
израильтян: даже не думайте, будто «за праведность мою привел меня Господь
овладеть этой землей», а тех «изгоняет за нечестие» (4). Прекратите мечтать о
себе, посмотрите в зеркало!
И далее следует
удручающий обзор сорока лет непокорства, нечестия, ропота, идолопоклонства.
Плохая история. Но и ее нужно помнить: «Помни, не забывай, сколько ты раздражал
Господа, Бога твоего, в пустыне; с самого того дня, как вышел ты из земли
Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу»
(7).
Зная последующие
события, как продолжалась эта история (в земле обетованной грехи умножились, в
результате землю и свободу потеряли), мы удивляемся еще больше – как Израиль
снова и снова продолжал «раздражать» и «противиться», а Бог – любить и
миловать.
Он идет впереди
нас, изгоняет врагов и очищается землю, дарит лучшее будущее. Мы же тянемся
назад, упираемся, противимся движению вперед.
Все, что нам
удалось – благодаря Ему. Он шел впереди и вел нас – уговорами и наказаниями,
поощрениями и обличениями, но вел. Бог делал это по Своей любви, но также по
Своей верности, согласно заветам с Авраамом, Исааком и Иаковым. А также благодаря
заступничеству Моисея – который умолял за народ , повергшись пред Господом (18,
25), хотя знал, «Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать
вас» (24).
Удивительно: Бог
знает нас и все же ведет вперед, чтобы мы освободились не только от рабства
египетского, но и от рабства духовного, греховного, от своих внутренних идолов
и фараонов. Иначе мы построим новый Египет в свое Ханаане.
Как я могу
изменить свою историю? Ведь я сам был непокорен с первого до сего дня.
Как моя память о
прошлых грехах пред Богом может удержать меня от грехов будущих?
Почему каждая
попытка начать с чистого листа заканчивается «раздражением» Господа и себя? И
как при всем этом я еще живу и продвигаюсь вперед?
Не потому ли, что «Господь
идет предо мною»?
Комментариев нет
Отправить комментарий