Christianmegapolis.com
Я давно искал
нужные слова. Но так и не мог выразить те смутные чувства, что одолевали меня
при мысли о церкви, о нынешнем состоянии нашей евангельской церкви.
Вместо слов
пришла картинка – я увидел себя в как-бы церкви, не совсем церкви. Наконец
понял: да это же воскресная школа!
Ситуация была
знакомая, узнаваемая по более ранним переживаниям. «Что я здесь делаю»?, -
спрашивал я себя, спрашивал поневоле, боясь этого вопроса и безуспешно заглушая
его. Иногда мне казалось, что я должен просто успокоиться и смириться. Иногда –
что должен встать и выйти.
Почему
успокоиться и смириться? Потому что поместная церковь – сообщество людей, и она
отражает их уровень, их запрос на музыку и проповедь, богословие и миссию,
отношения и лидерство. Коль так, то я не могу и не должен переделывать все под
себя.
Почему встать и
выйти? Потому что если время в общине кажется потраченным впустую, нужно
перестать его тратить. Нельзя тешить себя всю жизнь, что это кому-то надо, если
ты раздражаешься, мучаешься, скучаешь или спишь.
Эта смута недавно
прояснилась. Я наконец понял, кто я, где нахожусь, и в чем конфликт меня и
места.
Я нахожусь в
воскресной школе. Но я уже не ребенок, если и ребенок, то великовозрастный.
Что-то здесь не так.
Поясню. Воскресная
школа – это часть церкви, но не Церковь. Там говорят с детьми или как с детьми.
Но я уже вырос, и хочу расти дальше. Мне же отвечают, что старшего класса нет,
что дальше будет так же, и я должен успокоиться, или буду наказан.
Когда эта
картинка возникла в моем сознании, я почувствовал в ней ответ на свои
мучительные вопросы – насколько эта церковь – Церковь, настолько я на своем или
не на своем месте.
Я обдумывал
картинку и все больше утверждался в ее горьком откровении: наша Церковь
превратилась в воскресную школу, я в ней засиделся и перспективы совсем нет.
Здесь простые
люди, которые любят простые схемы и простые ответы. Здесь не любят заплывать за
буйки на глубину. Здесь боятся высоты. Здесь нужно быть как все, а потому
сомневаться, думать и задавать вопросы нельзя.
Почему так
случилось? Почему мы застряли в воскресной школе? Почему мы из полноты
церковной выбросили все взрослое и устроили себе детский сад?
А что, если эта
проблема связана не только с нашим уровнем лидеров и масс? А если это уходит
корнями в начала нашего протестантизма?
Что, если
разрывая с глубиной традиции, протестантизм намеренно переустраивает церковь по
типу воскресной школы?
Что, если это
неизбежно? Что, если такова программа?
Как быть тем, кому
тесно в детских штанишках? Как быть тем, кому скучно? Как быть тем, кто любит
глубину и не боится высоты?
Переходить в
другие, древние и богатые традиции? Но нет ли и там похожей проблемы, или
других осложнений? Ведь если наша воскресная школа - дело добровольное и
веселое, то в других традициях и местах – приказное и суровое.
Не пора ли нам,
повзрослевшим ученикам воскресной школы, вернуться из своего класса в общий
церковный зал?
Не пора ли
сказать себе, что мы можем быть Церковью лишь все вместе - дети и взрослые,
ученики и учителя, простые и умные, уверенные и сомневающиеся?
Не пора ли
собрать все части и стать, наконец, единым целым?
Не является ли
воскресная школа приготовлением к полноте настоящей жизни, веры и Церкви?
И не теряет ли
она свой смысл и назначение в отсутствие дальнейшей перспективы?
Пусть эти вопросы
разбудят тех, кто заскучал в воскресной школе, кто готов идти дальше, расти и
взрослеть.
Михаил, а вы не думаете, что баптизм - весьма усечённая версия христианства вообще и Реформации в частности? Может быть, в других традициях потолок изначально выше, и возможностей для роста всё-таки больше? Не православием единым, выбор всё-таки есть. Я понимаю, что будничное церковное сознание везде примерно одинаково, но вот норма и идеал - они всё-таки, я думаю, в разных традициях разные по глубине и высоте. Возможно, переход в другую церковь всё-таки не такой уж и бессмысленный сценарий.
ОтветитьУдалитьВсе традиции, взятые по отдельности, - усеченные версии христианства... Где-то потолок выше, где-то основание глубже... Но в целом без возвращения к здоровой "кафоличности" - остается всюду одна лишь тоска по целостности и полноте
ОтветитьУдалитьИнтересно, а существовали ли они хоть когда-нибудь и где-нибудь в истории, эти кафоличность, целостность и полнота? Или повсюду и всегда была только вот эта осколочная "поместность" духа? Наверное, кафоличность - это всё-таки эсхатологическое упование, а не историческая реальность. А сейчас мы связаны условно-историческими традициями под видом "благодарности матери-церкви" и "верности братьям"...
ОтветитьУдалитьэто эсхатологическое упование и эсхатологическая же реальность))т.е. в истории видим тень будущего, проблески ожидаемого
ОтветитьУдалить