«Почетный
гражданин» (El ciudadano ilustre, 2015) возвращает нас к родным местам и
вопросам. Туда, где мы родились, откуда не просто сбежать и куда невозможно
вернуться.
«Думаю, что я всю
свою жизнь только и делал, что бежал из этого места», - говорит главный герой о
своем родном городе Саласе, куда решил вернуться уже состоявшимся писателем,
нобелевским лауреатом.
Но лучше бы он
этого не делал.
Город ждет его,
чтобы уничтожить – сравнять с обычными людьми, лишить особости, запугать и использовать
как нечто удобное.
За все эти годы
никто не изменился, ничто не изменилось. Здесь не любят выскочек, здесь правят
насилие, алчность и невежество.
«Я стараюсь
сделать мир чуть больше пригодным для проживания. Я знаю, что битва проиграна,
но от борьбы не оказываюсь. Оставайтесь такими же. Таким же обществом
лицемеров, которые тупо гордятся своим невежеством и своей дикостью. Простите,
что создал вам столько неприятностей. Живите и дальше спокойной жизнью.
Продолжайте делать из Саласа дорогой вашему сердцу рай».
Хуже всего, что и
сам герой все больше вплетается в местную историю, связывается с тем прошлым,
которое не выпускает. Уехать не на чем, убежать – не те годы. Спасать его
некому. Старые друзья стреляют в спину.
Родной городок –
опасное место. Он ждет, терпеливо ждет, что однажды ты клюнешь на его приманку.
Но вместо себя, родных мест и любимых людей ты встречаешь тени и сам
превращаешься в тень.
Реальность и
вымысел, настоящее и прошлое переплетаются. То, что было или могло было быть,
никуда не уходит, но терпеливо ждет тебя, окружая лабиринтом памяти и
запутанных связей. Писатель знает постмодернистие штампы: «Реальности нет,
реальность – это превалирующая интерпретация фактов». Но шрам от огнестрельного
ранения вполне реален, как бы его не толковали.
Не возвращайся.
Позади ничего нет. Держись своей дорогой, обходя нобелевские церемонии и родные
места, сомнительные бары и пустые отели. Ведь погубить может не только погоня
за признанием, но и наивная ностальгия.
Комментариев нет
Отправить комментарий