no
4/Вера/slider

Реформация без Евангелия

Комментариев нет


Юбилей лютеровской Реформации не принес исцеления старым ранам. Католики и православные так и не поняли, почему они должны радоваться этому празднику вместе с протестантами. Но и сами протестанты разделились в своем отношении к событиям тех давних лет, да и к самой идее Реформации. Как правильно понимать Реформацию? Кто может ее правильно представлять? Кто вправе претендовать на это имя и возможное наследство?
Несколько лет назад преподаватель реформатской семинарии Дмитрий Бинцаровский написал блестящее эссе «Протестантизм без Реформации». Он верно подметил, что наш постсоветский протестантизм обходится с историей и богословием очень вольно и отстоит от Реформации очень далеко.  Я бы сказал, что местные потомки Реформации так же далеки от нее, как местные православные от православия.
Общая оценка богословской содержательности и сознательности нашего протестантизма, данная в этом эссе, вряд ли подлежит сомнению. Хотя здесь чувствует большее – не столько самокритика протестантского сообщества, сколько высокомерная критика со стороны реформатского кружка (настоящих протестантов!) в адрес баптистов и других протестантов второй волны. Дошло до того, что некоторые реформатские церкви отказались праздновать вместе с протестантским большинством даже «День подяки» на Хрещатике – настоящие не могут быть с ненастоящими, наследники не могут стать рядом с самозванцами или незаконнорожденными. 
Так вот, то, что в нашем протестантизме Реформации (или от Реформации) мало, - это факт. То, что без связи с Реформацией наш протестантизм пустоват и аморфен, - тоже верно.
Но вот еще одна угроза, которая представляется куда более серьезной. Я бы назвал ее так: Реформация без Евангелия (или, в более частном случае, - Реформатство без Христа).
Это то, что происходит с нами, когда мы присваиваем себе настоящесть, когда «Реформация – это мы». Тогда все sola можно свести к одному: «только мы».
Ни Христа, ни благодати, ни Писания. Только мы. Как мне недавно заявил один младореформат, «В православии нет спасения, а в баптизме нет богословия. Все это есть только у нас. Вы без правильного реформатского образования даже проповедовать не имеете права. Все ваши церкви - ненастоящие».
Во всем этом Евангелия очень мало, почти нет. В этой гордой позе нет ничего реформаторского.
Что более страшно – остаться без Реформации или без Христа, продолжать протестантизм без Реформации или Реформацию без Евангелия?

В этот юбилейный год Реформации нам пора освободиться от идолов, в том числе от идолов… Реформации.  
author profile image
Abdelghafour

Lorem Ipsum is simply dummy text of the printing and typesetting industry. Lorem Ipsum has been the industry's standard dummy text ever since the 1500s, when an unknown printer took a galley of type and scrambled it to make a type specimen book.

Комментариев нет

Отправить комментарий

no