Юбилей
лютеровской Реформации не принес исцеления старым ранам. Католики и
православные так и не поняли, почему они должны радоваться этому празднику
вместе с протестантами. Но и сами протестанты разделились в своем отношении к
событиям тех давних лет, да и к самой идее Реформации. Как правильно понимать
Реформацию? Кто может ее правильно представлять? Кто вправе претендовать на это
имя и возможное наследство?
Несколько лет
назад преподаватель реформатской семинарии Дмитрий Бинцаровский написал
блестящее эссе «Протестантизм без Реформации». Он верно подметил, что наш
постсоветский протестантизм обходится с историей и богословием очень вольно и
отстоит от Реформации очень далеко. Я бы
сказал, что местные потомки Реформации так же далеки от нее, как местные
православные от православия.
Общая оценка
богословской содержательности и сознательности нашего протестантизма, данная в
этом эссе, вряд ли подлежит сомнению. Хотя здесь чувствует большее – не столько
самокритика протестантского сообщества, сколько высокомерная критика со стороны
реформатского кружка (настоящих протестантов!) в адрес баптистов и других
протестантов второй волны. Дошло до того, что некоторые реформатские церкви
отказались праздновать вместе с протестантским большинством даже «День подяки»
на Хрещатике – настоящие не могут быть с ненастоящими, наследники не могут
стать рядом с самозванцами или незаконнорожденными.
Так вот, то, что
в нашем протестантизме Реформации (или от Реформации) мало, - это факт. То, что
без связи с Реформацией наш протестантизм пустоват и аморфен, - тоже верно.
Но вот еще одна
угроза, которая представляется куда более серьезной. Я бы назвал ее так:
Реформация без Евангелия (или, в более частном случае, - Реформатство без
Христа).
Это то, что
происходит с нами, когда мы присваиваем себе настоящесть, когда «Реформация –
это мы». Тогда все sola можно
свести к одному: «только мы».
Ни Христа, ни
благодати, ни Писания. Только мы. Как мне недавно заявил один младореформат, «В
православии нет спасения, а в баптизме нет богословия. Все это есть только у
нас. Вы без правильного реформатского образования даже проповедовать не имеете
права. Все ваши церкви - ненастоящие».
Во всем этом
Евангелия очень мало, почти нет. В этой гордой позе нет ничего реформаторского.
Что более страшно
– остаться без Реформации или без Христа, продолжать протестантизм без
Реформации или Реформацию без Евангелия?
В этот юбилейный
год Реформации нам пора освободиться от идолов, в том числе от идолов…
Реформации.
Комментариев нет
Отправить комментарий