«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18-20)
Последнее задание, оставленное Иисусом первым ученикам, остается в центре нашей христианской ответственности и доныне. Мы называем его Великим поручением. Почему Великим? Потому что оно представляется приоритетным по значению – самым важным среди других и акцентируется словом «итак», но также выделяется своим предельным, вселенским и метаисторическим масштабом, потому что охватывает «все народы» и «все дни».
Это очевидные вещи, с которыми почти все согласятся. Но я хотел бы добавить сюда еще одно измерение, которое делает это поручение великим: слова Иисуса нужно понимать в контексте всей библейской истории как суммирование нашего призвания. В последних словах Иисуса заложено «все», что Он повелел нам ранее, все, что мы можем узнать из Ветхого Завета и предыдущей истории.
В последующих размышлениях о Великом поручении я хотел бы наметить пути к его расширенному и углубленному понимаю, связав его с другими библейскими поручениями. Без этой связи мы рискуем допустить великие упущения в исполнении Великого поручения.
В своей прекрасной книге «Великое упущение» (The Great Omission) Даллас Уиллард с печалью заметил, что современные христиане мало чему могут научить мир уже потому, что сами не спешат учиться тому, что Христос повелел нам:
«Большинство проблем современных церквей можно пояснить тем фактом, что их прихожане так никогда и не решились последовать за Христом. Для того чтобы называться христианином, вовсе не требуется быть учеником Христа. Вполне можно оставаться христианином без всякого успеха в ученичестве. Сегодня основной вопрос в том, станут ли те, кто по своему вероисповеданию или культуре называют себя христианами, настоящими учениками, подмастерьями, помощниками Иисуса Христа, чтобы научиться от Него воплощать жизнь Царства в каждом уголке человеческой реальности».
Очевидно, что Великое поручение – это краткое выражение целостной миссии Самого Бога. А мы лишь соучастники, соработники в том, что Он совершает в этом мире. Это значит, что прежде, чем действовать, нам нужно лучше понять Его замысел и наше место в нем.
Увы, часто мы бежим впереди Бога с нашими наивными планами спасения мира. Часто мы делаем то, что Он не поручал, и не делаем того, что Он поручил сделать. Часто мы учим о Нем совсем не то, что Он нам открыл. Часто мы учим людей соблюдать то, что сами не соблюдаем, и то, что Богу вовсе не нужно.
Если мы хотим идти, научить и крестить все народы, нам сперва нужно понять самим всю полноту того, что нам открыто и доверено. Прежде чем учить других, а тем более другие народы, нам нужно научиться самим понимать и соблюдать все, что Он повелел нам.
Но Великое поручение нужно понимать в контексте всей библейской истории спасения, соединяя с другими поручениями. Что говорят другие тексты? Как они помогают нам понять лучше и полнее Великое поручение? Я напомню лишь некоторые из них, которые открылись мне в процессе моего духовного роста и обогатили мое понимание Великого поручения.
Во-первых, мы должны вспомнить о самом первом поручении Бога людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1:28).
Мы почти забыли об этом повелении, но Бог его не отменял. И вовсе не случайно Великое поручение звучит как продолжение первого поручения – мы призваны охватить свой миссией всю Землю и все народы Земли, умножая число учеников и наполняя Землю познанием Бога, открывшегося во Христе Иисусе, напоминая о верховной Божьей власти и действуя силой Духа Святого.
Оба повеления имеют вселенский масштаб и дополняют друг друга, по-разному выражая наше призвание заботиться о мире как сотворенном, падшем и искупленном.
Мы вряд ли сможем позаботиться о народах, если не заботимся о Божьем творении. Речь идет не только об экологии. Речь о том, что мы не можем любить Бога, если не любим Его творение, если мы не можем воскликнуть вместе с Творцом: «Весьма хорошо!», если мы не видим в природе чудесный Божий замысел, а в людях – неизгладимый Божий образ.
Это мир – падший, но все же это Божий мир. Мы должны видеть его искупленным, преображенным. И это видение дает нам мотив и силу для выполнения нашей миссии во всех сферах жизни.
Напротив, наше дуалистическое восприятие мира обманывает нас. Нам кажется, что мир вокруг церкви темный и безнадежный, что церковь – последнее прибежище, осажденная башня. Моя мама всегда говорила, «Будь осторожен, не ступай даже одной ногой на вражескую территорию». Имея четверых детей, я сегодня понимаю ее слова гораздо лучше, чем тогда.
И все же вокруг нас вовсе не вражеская территория, но Божий мир, и мы призваны представлять власть, истины и ценности нашего Бога не только в пределах церкви. Мы призваны не столько охранять нашу веру и защищать стены церкви, сколько идти и учить, то есть распространять, делиться, делать известным и влиятельным.
Вот почему мне так дорого название одного из наших служений – «Школа без стен». Также я люблю и церкви с таким видением – «Церкви без стен».
А десять лет назад мы начали еще одно интересное служение – «Миссия в профессии», то есть стали учить молодые поколения христиан Евразии о Царстве Божьем на рабочем месте, в профессиональных сообществах, в мире бизнеса, медицины, образования, культуры, медиа. Сегодня это величайший вызов для христианских миссий – научить простых христиан, занятых «мирской» работой, самореализацией, повседневной рутиной, неумеренным потреблением, дешевыми развлечениями, найти себя в миссии Бога и служить Ему изнутри своих обычных жизненных ситуаций. Мы должны напомнить Церкви о первом поручении, в котором Бог повелел нам заботиться о Его мире и достойно представлять Его во всех сферах жизни.
Во-вторых, мы должны помнить о Божьих заповедях. Обычно мы помним запреты. Но Иисус напоминает нам, что мы должны считать наибольшей, великой заповедью заповедь любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. 22:37-38).
Все другие заповеди призваны помочь нам именно в этом – в том, чтобы всецело любить Господа Бога, поклоняться и служить только Ему.
Эта Великая заповедь предваряет Великое поручение. Лишь тогда, когда мы принадлежим полностью Богу, мы обретаем силу учить и убеждать другим. Мы сможем научить все народы лишь тогда и только тогда, когда сами любим нашего Господа, а не просто знаем что-то о Нем из чужих свидетельств или древних книг.
Лишь тогда мы сможем выдержать давление враждебной среды и отстоять свою веру, когда в любви к Богу обретем внутреннее согласие разума и чувств, глубокой уверенности и рациональной ясности.
Лишь тогда мы сможем передать эстафету веры нашим детям, когда познаем это счастье знать и любить Бога больше всего. Лишь тогда мы сможем спокойно и уверенно бросить вызов культуре неверия и неверности, робости и страха подобно тому, как это сделал Иисус Навин: «Изберите себе ныне, кому служить… а я и дом мой будем служить Господу» (Иис. Нав. 24:15).
Бог должен быть на первом месте. Только так начинается выстраиваться правильный порядок жизни и приоритеты в служении. Когда мы любим Его и наполняемся Его любовью, мы обретаем силу любить ближнего, даже больше того, мы начинаем видеть в ближнем Бога. Любовь к Богу и служение Ему проявляются в нашей любви к ближнему и заботе о других людях. Если мы любим Творца, мы не можем не любить Его творение. Если мы любим Бога, мы не можем не любить тех, кто носят в себе образ Божий. Поэтому вторая заповедь – продолжение первой: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:39-40).
Обычно нам трудно удержать две эти заповеди вместе. Бывает, мы так увлечены своей любовью к Богу, что не замечаем ближнего. Такая любовь всего лишь форма нашего эгоизма. Но бывает и другая крайность, когда мы так увлекаемся социальным служением, что забываем о том, что Бог должен быть в центре всего, что без Него мы не можем помочь людям.
Я вспоминаю, как мы начали служение благотворительных пекарен в прифронтовых зонах Украины. Тогда было очень важно, чтобы люди увидели в хлебе нечто большее: надежду на мир, любовь Божью, искреннюю заботу христиан. Поэтому мы назвали это служение «Хлеб жизни», напоминая каждым малым добрым делом о Боге – Хлебе, Источнике жизни.
Бог всегда должен быть в центре наших добрых дел.
Нам нельзя забывать о том, что эти две заповеди едины как две в одной. И еще нельзя забывать о последовательности: Бог – на первом месте, ближний – на втором, а я и мое – на третьем, или даже последнем месте.
В-третьих, нам стоит чаще обращаться к Нагорной проповеди Христа, в которой Он раскрывает природу Своего Царства и призвание вестников Своего Царства.
Нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, гонимые за Христа называются блаженными, потому что их кажущаяся слабость оказывается их силой и преимуществом. Именно вот такие странные люди, «не от мира сего», служат этому миру как жизненно необходимые, спасающие, добрые силы. Они ни много ни мало – соль земли и свет мира.
Эти чудаки свидетельствуют своей жизнью гораздо лучше, чем самые компетентные книжники и самые правильные законники. Поэтому Христос приглашает нас служить именно такие образом: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Из контекста проповеди мы видим, что Христос поощрял учение как способ жизни, а не как специальную активность: великим будет тот, кто «сотворит и научит»; кто живет так, как учит; кто воплощает Царство в своей жизни, кто сделал свою жизнь территорией и знаком Царства. Мы не должны забывать, что быть – гораздо важнее, чем казаться и даже чем делать.
В-четвертых, мы должны помнить о заповеди любви и ее связи с успешным выполнением нашей миссии. Бог есть любовь. И Он может быть видимым там, где люди замечают и чувствуют Его любовь между нами, Его учениками. Без этого никакие миссионерские стратегии не работают. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Мы можем учить народы преимуществам нашей христианской цивилизации и культуры, нашим духовным традициям и правильному богословию, но без любви нас никто не будет слушать. Я боюсь это сказать, потому что это касается и меня тоже, но мне кажется, что недостаток любви мы пытаемся компенсировать избытком активности. Мы не умеем любить и не хотим учиться, поэтому стараемся прикрыть эту пустоту впечатляющими добрыми делами. Мы спешим учить людей и целые народы без любви к ним. Не уверен, что это кому-то нужно. Апостол Павел очень категоричен: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).
Я часто думаю о словах Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). И задаю себе вопросы: какая польза в глобальных миссионерских проектах, если ближайшие к нам люди видят мало нашей любви, точнее любви Христа в нас? Какая польза мне в том, чтобы учить народы до края земли и при этом потерять жену или детей?
Я вырос в христианской семье и благодарен Богу за это. Но я видел и немало трагедий, которые случались тогда, когда родители были так увлечены миссией на самом краю земли, что упускали из вида своей собственный дом, теряли своих самых близких.
Я потерял много друзей и родных, погибших от алкоголя и наркотиков, опасных экспериментов и развлечений, погони за деньгами и успехом. Я едва не потерялся сам. С тех пор я все больше думаю о том, что наше миссионерское поле начинается с нашей семьи. Не каждому предстоит отправиться до края земли и учить целые народы, но каждому предстоит ответить за свою семью, свой ближайший круг.
Семья и церковь – это первые два круга, в которых мы можем практиковать нашу любовь к ближним как свидетельство о Боге.
Любовь между христианами – самая лучшая проповедь миру, проповедь без слов. Люди наблюдают за тем, как мы делимся, заботимся, терпим, миримся. Но также они наблюдают за тем, как мы относимся к нашим заблудшим братьям и сестрам, потерявшим веру, разочарованным в церкви. В то время как мы стараемся рассказать о Боге тем, кто еще не знает о Нем, мы не должны забывать о тех, кто знает о Нем, но живет без Него; кто был с нами, но затем ушел и заблудился.
В-пятых, нам стоит вспомнить об особой роли церкви в свидетельстве всем народам. Апостол Павел формулирует это так: «Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф. 3:8-11).
Если ранее Бог открывал Себя через пророков Израилю, а через Израиль – миру, то теперь Он говорит главным образом «через Церковь» как начало Царства.
Готовы ли мы, способны ли мы «благовествовать язычникам», то есть далеким от Бога людям и целым группам так, чтобы они открыли для себя «богатство Христово» и «домостроительство тайны»? Готовы мы сделать наш дом и наше богатство общим? Готовы ли мы признать, что Христос – не только наш, что в Его Царстве есть место для всех людей и народов?
Насколько мы сами понимаем и принимаем богатство Христово? Насколько мы готовы делиться им? Насколько наша церковь может быть Христовой, то есть богатой, щедрой, открытой для всех народов, рас, культур, политический пристрастий? Разве не является печальным фактом христианской истории то очевидное обстоятельство, что Церковь чаще разделяла, чем объединяла?
Что мы можем изменить в себе, чтобы через Церковь люди узнали «богатство Христово», стали частью единой Божьей семьи, нового избранного народа, участниками и вестниками Божьего Царства? Мы не должны забывать об универсальном характере Божьего Царства, которое охватывает все народы – от Иерусалима до края земли.
Одна очень личная история. Признаюсь, я очень люблю красивые и «вкусные» страны – где есть, что посмотреть, и есть, что покушать. Особенно люблю Грузию. Эта страна богата горами, древними церквями, но также замечательной кухней.
Однажды, когда я наслаждался общением с моими грузинскими братьями и расхваливал богатства их природы и кухни, я увидел боковым зрением печальные глаза моего друга из Армении. Он тихо шепнул: «Брат, у нас ведь не хуже, не забывай и о нас». Я никогда не забуду этот момент, как не забуду Армению с ее глубокой и трагичной историей, грустной и прекрасной музыкой, верной дружбой и щедрым гостеприимством. Слава Богу, мне не нужно делать выбор, я могу любить все эти страны, находя в каждой из них нечто особенное, неповторимое.
Но сейчас я думаю о тех народах, которые лишены своей государственности, свободы и национального достоинства, которые рассеяны и угнетаемы, отвержены и забыты. Я думаю о тех темных уголках нашего мира, которые трудно любить, которые пугают и лишают нас покоя. Помню, как меня спросили, зачем я еду в недружелюбную страну, в то время как нас ждут так много интересных мест. Но разве мы можем выбирать? Разве мы не призваны идти туда, где темно, чтобы «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Мф. 4:16)?
У Церкви есть особая роль в том, чтобы приглашать всех людей и все народы в богатое различиями и при этом мирное Божье Царство. Не будем забывать о том, что мы призваны служить всем, но прежде всего самым нуждающимся, самым бедным и слабым.
Итак, что мы видим в Великом поручении, когда рассматриваем его в контексте всего библейского откровения?
Мы видим его продолжение уже известного нам из других поручений, но также новым выражением нашей ответственности в более масштабной миссии Бога. Это повеление сочетается с другими по известному общему принципу: «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Вспоминая другие поручения, мы учимся понимать нашу миссию более целостно и масштабно.
Мы видим себя частью продолжающейся истории, который принадлежит Богу, которую пишет Он. Это Его история (His-story), история Его мира, история Его миссии в мире. Мы приглашены быть ее живыми активными участниками – учиться у Него, чтобы идти и учить других о Нем.
Нам поручено учить не только личному спасению, чтобы все наконец было хорошо, и мы могли быть уверенными, что после смерти попадем на небеса. Мы должны учить людей быть послушными и верными в исполнении воли Божьей, соблюдая все услышанное Слово в целостности.
Власть Иисуса распространяется на небо и на землю, охватывая все сферы творения и нашей человеческой жизни. Спасение имеет не только индивидуальное, но и коллективное измерение, оно охватывает целые сообщества и народы.
Мы можем быть уверенными, что Бог присутствует в мире и продолжает Свою спасительную работу. Он с нами до конца времени как Господь и Царь. Поэтому нам не стоит брать на себя больше ответственности, чем нам положено Богом. Мы не спасители мира. Мы лишь выполняем Его задание, действуем по Его поручению и Его властью. Мы хотим, чтобы Его присутствие с нами до скончания века было видимым для всех людей и народов. Чтобы каждое Его поручение воспринималось нами как великое или как часть Великого поручения. Чтобы в том, как мы сами соблюдаем все то, что Он повелел нам, Его Имя было прославлено и возвеличено среди Его Церкви и всех народов.
Исполняя Великое поручение, будем помнить первое повеление – заботиться о творении и быть добрыми управителями Божьего мира во всех сферах жизни; будем помнить о заповедях – отдавая Богу первое место и ближнему второе; будем помнить о природе Божьего Царства и нашем призвании быть солью и светом; будем помнить о любви между нами как главном свидетельстве миру; будем помнить также о Церкви как начале Божьего Царства для всех людей и народов. Тогда Великое поручение будет не только великим непосильным заданием для ленивых, слабых, робких и забывчивых учеников, но и великой спасающей силой, действующей в нас и через нас как свидетелей и служителей Радостной Вести.
Комментариев нет
Отправить комментарий