Когда нам угрожает рабство, самое время подумать о том, как мы относились или продолжаем относиться к нашим ближним. Да, я не ошибся, нам нужно подумать не о врагах, которые неумолимо приближаются, но о тех ближних, отношения с которыми остаются в нашей власти.
Пророк Иеремия проливает свет на простые, но не для всех очевидные причины грядущей национальной катастрофы – разделение в народе, несправедливость, вероломство и жестокость против своих братьев по крови и вере.
Желая укрепить единство в народе перед лицом внешней опасности, царь Седекия договорился с народом, чтобы все рабы и рабыни, евреи и еврейки были отпущены на свободу. Но уже вскоре все вернулось на круги своя. Народ слишком привык к рабству и совсем отвык от свободы. После этого падение Иерусалима стало неизбежным – не потому, что Бог сменил милость на гнев и не потому, что царь Вавилонский был сильнее, но потому что народ сам отказался от свободы.
«Царь Седекия заключил завет со всем народом, бывшим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу, чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабу свою, Еврея и Евреянку, чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего. И послушались все князья и весь народ, которые вступили в завет, чтобы отпустить каждому раба своего и каждому рабу свою на волю, чтобы не держать их впредь в рабах, -- и послушались и отпустили; но после того, раздумавши, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю, и принудили их быть рабами и рабынями» (Иер. 34:8-11).
Такое вероломное и жестокое отношение к своим же братьям вызвало справедливый гнев Господа:
«Я заключил завет с отцами вашими, когда вывел их из земли Египетской, из дома рабства, и сказал: 'в конце седьмого года отпускайте каждый брата своего, Еврея, который продал себя тебе; пусть он работает тебе шесть лет, а потом отпусти его от себя на волю'; но отцы ваши не послушали Меня и не приклонили уха своего. Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое; но потом раздумали и обесславили имя Мое, и возвратили к себе каждый раба своего и каждый рабу свою, которых отпустили на волю, куда душе их угодно, и принуждаете их быть у вас рабами и рабынями. Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли (13-17).
Рабство было двойным грехом – против ближних и против Бога. Эта отвратительная практика была нарушением и общественного договора, и завета с Богом.
Народ, который своих же ближних превратил в рабов, не мог остаться свободным, но стал рабом более сильных империй. Отвергнув закон Божий, люди лишились свободы – сперва свободы других, дальних и ближних, а потом и свободы всех.
Даже видя приближающиеся полчища врагов, богатые и власть имущие не спешили отпустить своих рабов. Уже вскоре они все вместе отправились в плен, чтобы в далекой земле служить царю Вавилонскому. Вчерашние рабы и рабовладельцы шагали вместе, связанные одной цепью, одной судьбой, одной бедой.
Я вполне допускаю, что по милости Божьей Вавилонский плен мог быть отменен, если бы народ в Иерусалиме проявил милость к своим должникам и рабам.
То, как мы относимся к ближним, прямо определяет нашу собственную судьбу.
Мы не поймем, насколько отвратителен грех рабства перед Богом, пока сами не станем рабами и не переживем на себе ту боль, что причиняли другим.
Если мы отпустим своих рабов и обновим завет с Богом, мы можем избежать плена и радоваться нашей общей свободе, Богом данной свободе для бедных и богатых, сильных и слабых, ближних и дальних. Но даже если мы не сможем избежать беды, мы встретим ее вместе, как свободные люди, как братья, как дети одного Отца. Только тот, кто отпустил рабов, сможет прожить и умереть свободным.
Комментариев нет
Отправить комментарий