Пророк возвещает правду Божью как она есть. А она такова, что не отвечает приземленным ожиданиям людей и вызывает их раздражение или ярость.
Пророка легко обвинить в том, что он «враг народа», что говорит непопулярные истины, что изменяет и вредит интересам своей родины и царя.
С Иеремией было трудно спорить. Гораздо легче было обвинить его в государственной измене:
«И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его. Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (Иер. 38:1-6).
Пророка бросают в яму лишь за то, что он говорит не то, что хотели бы слышать князья.
Он говорит правду, но эта правду «ослабляет руки воинов», которые должны защищать сложившийся порядок вещей, богатство и власть царя и князей.
Интересно, что князья говорят от имени «народа», манипулируя мнением безликой массы, перенаправляя недовольство людей бедностью и угнетением на пророка и Бога.
Пророк виноват в том, что «не благоденствия желает народу сему, а бедствия».
При этом князья отвергают предложение, переданное Господом через Иеремию – выйти к Халдеям и жить вместо того, чтобы остаться в городе и умереть.
Князья хотят благоденствия, но на своих условиях. Но у Господа нет другого предложения, кроме уже сделанного. Поэтому Иеремия повторяет царю Седекии то же самое:
«Так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их» (17-18).
Примечателен ответ царя пророку. Седекия готов согласиться на предложение Господа, но боится своего же «народа»:
«И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы [Халдеи] не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною. И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя» (19-20).
В этом диалоге очень много правды, в том числе горькой. Горькая правда в том, что свой народ страшнее внешних врагов, потому что ради «благоденствия» готов предавать и продавать, ударить в спину, напасть сзади.
Но есть и добрая новость: послушание Господу спасает даже в самых безнадежных ситуациях. Если бы царь боялся Бога больше, чем предательства и бунта, он был бы жив.
Настоящее благоденствие – это послушание Богу. Именно такого благоденствия желает пророк своему царю и своему народу. Увы, чаще всего, этот призыв остается без ответа, пророк оказывается в яме или под стражей, а город становится добычей огня, в котором гибнут подлые предатели и храбрые воины.
Если мы желаем своему народу благоденствия, то должны возвещать спасительную Божью правду, призывая к послушанию Божьему слову, даже если потребуется сдать наши крепости и отказаться от престола.
Комментариев нет
Отправить комментарий