Время Рождества – самая важная точка истории. То, что было до, и то, что будет после, обретает смысл только в свете этого события. Тот общеизвестный факт, что мы ведем наше летоисчисление от Рождества Христова, означает нашу прямую связь, нашу определенность, обусловленность тем, что случилось тогда. В этом смысле наша современность начинается с Рождества. Сколько бы не прошло лет с тех пор, мы все еще там, все еще в свете Рождества.
Так что я предлагаю перестать думать о Рождестве как о том, что случилось где-то и когда-то давным-давно. Я приглашаю нас помыслить о современности Рождества, о том, что мы и Рождество помещены в одно время, в котором все решается, совершается, меняется, определяется здесь и сейчас. Мы все – современники тех событий. В этом смысле Рождество – не одно из событий, это смысл всех событий, это свет, в котором все события обретают смысл.
Вот почему первая проповедь Христа о том, что с Его пришествием «исполнилось время и приблизилось Царство», касается нас сегодня не меньше, чем касалась Его современников.
Объявление о том, что «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» связано с призывом: «покайтесь и веруйте в Евангелие». Я помню, как в детстве выбрал этот стих Библии как самый важный для того, чтобы поделиться со своими неверующими сверстниками. В этих словах ощущалась срочность момента, необходимость быстрого решения в ответ на важную новость. Мне казалось, что, услышав эту весть, все должны оставить свои обычные дела и что-то сделать в отношении Царя и Царства. Я планировал изготовить несколько десятков листовок с этим текстом Писания и сбросить их с балкона на головы зрителей в городском кинотеатре. Тогда моим родителям удалось меня отговорить. Но стих запомнился по-особому.
Примечательно, что о приближении Царства Небесного говорят оба величайших учителя того времени – Иоанн Креститель и Иисус из Назарета. Здесь они встречаются и соединяются.
Иоанн передает служение Иисусу, встречаются Ветхий завет и Новый завет, сливаясь голосами в одну тему – тему наступающего Царства Божьего.
«В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:1-2).
Иоанн завершает эпоху пророков и указывает на Того, в Ком все обетования и ожидания исполняются. В Свою очередь, Иисус развивает эту тему Царства, но уже не как того, что должно прийти, а того, что уже наступает, становится реальностью у нас на глазах. Он – Царь, значит Царство уже здесь.
«После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк. 1:14-15).
Одно дело, когда пророк говорит о том, что когда-то наступит настоящее Царство Божье. Другое дело, когда появляется Царь и говорит, что Царство уже наступило.
Но вот что странно. Хотя мы признаем Божественность и Царственность Иисуса, мы не оказываем Ему того почтения, которого Он заслуживает, мы не спешим оставить свои дела и послужить Ему. Мы ведем себя так, будто Он должен послужить нам, а не мы – Ему. Мы ожидаем от Него подарков, в том числе самого дорогого - вечного спасения. Но во всех других вопросах мы управляем своей жизнью и своим временем как маленькие, зато независимые цари или царьки.
Здесь важно прояснить одну вещь: Иисус может послужить нам, но Он не обязан это делать. Он Царь, который готов быть Слугой. Но Его готовность служить не лишает Его Царственного величия, напротив, добавляет Ему чести и славы.
Когда мы привыкаем видеть в Нем нашего слугу, пользоваться Его благами без должного почтения и благодарности, мы грешим против Него как Царя и Бога, мы умаляем Его достоинство.
Давайте спросим себя: что значит «исполнилось время и приблизилось Царство»?
Исполнились пророчества. Теперь мы живем не в ожидании, мы наблюдаем исполнение обещанного что называется «у нас на глазах».
Завершилась полнота откровения. Мы знаем все, что нужно знать для нашего спасения и жизни с Богом.
Закончилось время Адама, время грехопадения, блуждания, поисков. Пришло время искупления. Мир нужно видеть искупленным и преображенным, потому что именно таким его видит Бог.
Приблизилось Царство. Время встречать Царя и приглашать людей в Его Царство.
Исполнилось время для тебя и меня лично. Как говорили мистики, «Христос мог родиться тысячу раз в Вифлееме, но если Он не родится в твоем сердце, то ты погиб».
Зададим себе еще один вопрос: если в лице Христа пришел настоящий Царь, то как нам теперь жить?
Скажу о трех простых истинах.
Во-первых, у нас нет времени на ожидание. Все важное случилось, так что нечего больше ждать. Увы, многие люди проводят всю жизнь в ожидании чего-то особенного, в то время как время уходит. Нужно спешить. Спеши покаяться, веровать, войти в Божье Царство, жить этим Царством уже здесь и сейчас! Если ты не войдешь в это Царство сейчас, то ты не войдешь в него никогда. Царство – не то, чего мы ожидаем, но то, в чем мы участвуем через Христа. Так что Рождество – это та самая точка входа, другого момента не будет.
Во-вторых, у нас нет больше времени на обычную жизнь. Все изменилось. Нет времени на то, что останется вне Божьего Царства, что останется в прошлом, что сгорит на земле. Если все это на самом деле исполнилось, как теперь нам жить? Как выстроить приоритеты? Что будет действительно важным? Быть гласом вопиющего как Иоанн? Будь ловцами людей и свидетелями Царства как ученики Христа? Как наш Царь хочет, чтобы мы жили? Чего ожидает от нас? Спросим Его.
В-третьих, нет времени на обычные праздники. Праздник – от слова «праздный», порожний, пустой. Это день, не занятый делами, свободный от работы. Для нас же праздники – это дни большого труда, когда мы вспоминаем важные события и уроки, напоминаем об этом людям, погружаемся в особую атмосферу, которая меняет нас. Не теряй минуты, часы и дни. Провозглашай Евангелие Царства Божия, наполняя праздник смыслом!
Время старой жизни вышло. Время Царства настало. После долгого ожидания и молчания пророков все приходит в движение, потому что исполняется полнота времени. Мудрецы в пути. Иоанн Креститель проповедует и крестит. Император начинает перепись. Ирод беснуется. Иерусалим приходит в движение. Ангелы поют. Бог совершает что-то великое. А что в это время делаешь ты?
Так что же значит «исполнилось время» для каждого из нас? Это значит, что настало долгожданное время добрых перемен во исполнение пророчеств, что теперь все приходит в движение и мир никогда не будет прежним. Пророки давали людям надежду на лучшее время, помогали народу выжить в трудные времена и приготовиться к пришествию Мессии. Иоанн Креститель в своей проповеди суммировал все ранее сказанное и указал на Иисуса: вот Он, встречайте. Если кто и пропустил явление Иисуса, то это его личная ответственность. Если ты знал наперёд - почему не готовился?
Сегодня, как и тогда, время встречать Иисуса как Царя мира, время признать, поклониться, служить, следовать, провозглашать, приглашать.
Я хочу сказать, что многие годы я проповедовал на рождественскую тему другим. Но сейчас ощущаю это время Рождества как время личной встречи с Царем, как дни открытых небес, как особые моменты или вспышки света, в которых Царство становится видимым и близким.
Это время посмотреть вверх. Не по сторонам, оглядывая на трудности и ужасы. Но вверх.
Это время принести мои дары Царю Царей. Что я принес? Золото? Ладан? Смирну? Обычно мы говорим: я принес Богу сердце. Но разве вместе с сердцем мы не должны отдать Ему и все остальное? В Рождество я думаю об этом, думаю о моем отношении к Иисусу как Царю.
Хочу задать личный вопрос. Иисус пришёл в этот мир для тебя. Неужели ты не готовишься встречать Его, неужели пропустишь самое важное событие жизни? Оставь дела и сети, суету и серость, спеши на свет как мудрецы и пастухи, чтобы приобщиться к тайне и стать частью Божьего Царства. Не пропусти эту встречу, не пропусти самое главное Рождество в твоей жизни.
Комментариев нет
Отправить комментарий