Предупреждая учеников о грядущих испытаниях, Иисус часто увещевал их: бодрствуйте (Матф. 24:42 и 25:13; Мк. 13:33,35,37; Лк. 21:36)!
Но был особенный момент, в последний вечер перед предательством, судом и казнью, когда Он попросил их бодрствовать с Ним. Это важный момент в нашем ученичестве, потому что, бодрствуя с Иисусом, мы можем не только поддержать Его, но и научиться от Него. Мы никогда не поймем, что значит «бодрствовать», если не будем бодрствовать вместе с Иисусом и не научимся от Него.
Вот как это было согласно рассказу евангелиста Матфея:
«Приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня (Матф. 26:36-46).
После пасхального ужина, Иисус идет в Гефсиманский сад. Здесь Он делит учеников на две группы: первой, большей группе говорит посидеть и подождать, а меньшую группу из трех избранных друзей берет с Собой. Уже в более узком круге Иисус признается, что Его «душа скорбит смертельно», и просит своих доверенных учеников побыть в этой скорби вместе с Ним: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».
В последний вечер Иисусу открывается вся картина будущих страданий. И Он должен принять эту чашу (символ страданий или суда) свободно, добровольно. Он обращается к Отцу, изливая все Свои переживания (Он «скорбит», «ужасается», «тоскует»), и при этом Он подтверждаетготовность стать жертвой.
Как много ученики могли бы узнать о тайне спасения, секретах бодрствования и силе молитвы, если бы не спали в это время! Но они уснули и пропустили этот урок.
Прерывая молитву, Иисус трижды обращается к ним и находит их спящими. Согласно евангелисту Марку, Иисус обращается сперва к Петру как самому крепкому из них: «Симон, ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час?» (Мк. 14:37). Через несколько часов Петр трижды откажется от Христа, но уже сейчас он проваливает свой экзамен: он не может бодрствовать даже один час с любимым Учителем, за Которого обещал умереть.
Вопросы Иисус к ученикам заряжены эмоциями и должны были вызвать ответную реакцию. «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною»? «Вы все еще спите и почиваете?» Но единственной реакция учеников была растерянность, свойственная не совсем проснувшемуся человеку: «Они не знали, что Ему отвечать» (Мк. 14:40).
Оказывается, слыша от Иисуса о важности бодрствования, ученики так и не поняли, что это означает и как это выполнить. Нет, конечно же, они знали, что означает это слово, но пока еще не поняли, как это работает в их жизни. Сегодня мы с вами можем легко пояснить смысл слова «бодрствовать» через другие слова – не спать, быть на страже, замечать, наблюдать, ожидать, не спать, быть внимательным. Но как это возможно на практике и что это значит в плане наших отношений с Богом?
Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит прочитать также свидетельство третьего евангелиста, Луки, который добавляет интересные детали относительно бодрствования Иисуса и небодрствования учеников:
«И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали, и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Луки 22:39-46).
Из других переводов мы понимаем, что Иисус не просто отходит, но удаляется, то есть решительно оставляет учеников на расстоянии. Расстояние не такое большое, но все же этим обстоятельством подчеркивается одиночество Иисуса. Он не просто преклоняет колени, Он падает на колени (в таких случаях мы говорим: «он рухнул на колени»). Он не просто молится как обычно, Он молится прилежно, усиленно. Он выражает Свою смертельную скорбь.
Здесь важно не только эмоциональное состояние Иисуса, но и содержание Его молитвы: Он признает, что Отец слышит и может ответить («если бы Ты благоволил»); передает просьбу («пронести чашу сию»); выражает подчинение Своей воли («не Моя воля, но Твоя да будет»).
Молясь, Он не просто говорит, Он борется. И в этой борьбе Он получает помощь ангела.
Если бы мы научились молиться так, как Иисус, чтобы получать подкрепление с неба! Но увы, чаще всего мы просто спим подобно первым ученикам. Причем этот сон может показаться оправданным – это ведь не от лени, но от печали!
Примечательно, что сцена начинается и заканчивается обращением Иисуса к ученикам: «молитесь!». В самый критический момент Своей земной жизни Иисус переживает о Своих друзьях. Паскаль верно заметил, что «Иисус, среди этого всеобщего равнодушия, когда даже избранные друзья отказались пободрствовать с Ним, найдя их спящими, огорчается ввиду опасности, которой они подвергают не Его, а самих себя. Он предупреждает их относительно их собственного спасения и их пользы: обнаруживает в этом сердечную нежность к ним, несмотря на их неблагодарность».
В своих «Размышлениях о Тайне Христовой» Паскаль говорит очень важные слова для нас, современных учеников Иисуса: «Иисус будет в агонии до конца мира: нельзя спать в это время… Ввиду предсмертных и величайших мук Иисуса продлим и усугубим нашу молитву».Да, но как!
Итак, как нам бодрствовать с Иисусом сегодня?
Если мы приглашены пройти темную ночь вместе с Иисусом, соучаствовать в Его трудах и страданиях, то мы должны подражать Ему в бодрствовании.
Во-первых, мы должны молиться, чтобы не впасть в искушение. Иисус продолжает молиться даже в состоянии агонии. И это же советует нам: молитесь (буквально: продолжайте молиться (Лук. 22:40). Перед лицом грядущих испытаний и преследований ученики должны были молиться подобно тому, как Иисус молился Отцу. Самый первый ответ на любой кризис – это молитва. Чем сильнее кризис, тем прилежнее должна быть наша молитва – как труд, как борение, как битва.
Во-вторых, мы должны подчинять слабую плоть сильному духу, не поддаваться немощи или печали. Иисус напоминает ученикам, что «дух бодр, плоть же немощна». Но в ту ночь плоть взяла верх. По Матфею, у апостолов «отяжелели глаза». Лука намекает, что они уснули от печали, видя страдания Иисуса. И все же, даже в этих обстоятельствах они (мы) должны были помнить о своей миссии, ради которой стоит потерпеть «один час», то есть какое-то ограниченное время.
В-третьих, мы должны сознательно подчинять свою волю воле Божьей: «да будет воля Твоя». Иисус показал важность этого шага во время искушений в пустыне. Теперь, в конце Своего земного пути Он снова подтверждает полное подчинение Своей воли воле Отца. Ничего не изменилось. Он остается верным. В контрасте с неверностью людей, даже Его учеников, Он остается в единстве с Отцом, в подчинении Ему. Даже в момент разделенности, отстраненности, оставленности.
Иисус приглашает нас бодрствовать вместе с Ним, чтобы научиться у Него и продолжить Его труд. Апостол Павел добавляет к этой мысли важный комментарий:
«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11-14).
Не время спать во тьме. Не время предаваться плотским утехам или ссорам, которые действуют как расслабляющие и снотворные факторы. Наступает день, время активного труда. Время вести себя как днем, а не ночью. И «облечься в Господа нашего Иисуса Христа» - то есть подражать Ему, быть похожим на Него, делать то же, что Он.
Сегодня времени у нас еще меньше, а труда еще больше. Поэтому не время унывать или спать. Время бодрствовать вместе с Иисусом - быть в состоянии постоянной готовности к выполнению своей миссии: прилежно молясь, подчиняя плоть духу и принимая волю Отца.
Комментариев нет
Отправить комментарий