Большинство людей в нашем мире относится к Богу настолько легкомысленно, что готовы называть себя Его друзьями или врагами, не задумываясь о соответствующих обязательствах и последствиях. На этом сером фоне апостольская характеристика формальных христиан как «врагов креста Христова» читается как одна из самых сильных библейских фраз, отрезвляющих и предупреждающих, ставящихся нас перед важнейшим выбором – враждовать с Богом или преображаться в Его образ. Вот контекст этой фразы:
«Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Послание к Филиппийцам 3:17-21).
Эти страницы апостольского письма обильно политы слезами. Павел сожалеет о жалком состоянии тех христиан, которые носят новое имя, но живут по-старому.
Он вспоминает о своей прошлой жизни гордого фарисея и безжалостного гонителя Церкви, чтобы подчеркнуть преимущества новой жизни во Христе:
«Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых (Фил. 3:8-11).
Он свидетельствует о том, что для него нет большего счастья, чем познавать Христа, участвовать в Его страданиях и ожидать воскресения мертвых. При этом он плачет о том, что многие из его слушателей оказываются в числе врагов, то есть принимают Евангелие и апостольские увещания враждебно.
В этом отрывке мы находим два контраста: избранные друзья и многие враги, земное мышление и небесное гражданство. Избранные мыслят по-небесному, враги – по-земному. Апостол плачет, видя, как много христиан по имени оказываются врагами по сути, как высоко ценятся земные блага и как непопулярно слово о кресте.
Он призывает подражать тем немногим, которые являют правильный образ веры, мысли и жизни. Сам Павел, его ученики Тимофей (2:19-22) и Епафродит (2:25-30, 4:18) представляют один, достойный тип верующих. Вот как говорит о себе Павел: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою» (3:7). Вот как он говорит о Тимофее: «Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна» (2:20-22). И вот его характеристика Епафродита: «Он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь» (2:30). В каждом из этих верных служителей проявляется один образ – образ Христа. Но таких достойных подражания братьев, увы, не много.
С другой стороны – много тех, которые называются христианами, но не подражают Христу и Его апостолам, сопротивляются увещаниям и враждуют против креста.
Эти лжебратья разрушают свою жизнь и жизнь других людей, а потому вызывают слезы сожаления. При этом слезы не мешают апостолу быть строгим и назвать таковых своим именем: «враги», а также вынести грозное предупреждение о последствиях их поведения.
Что же именно хочет сказать нам апостол Павел о врагах креста и почему это важно услышать современной церкви?
Во-первых, апостол пишет, что «говорил» и «говорит» о «многих». Это означает, что он видел зарождение этой духовной болезни и вразумлял церковь, но сейчас вынужден вновь вернуться к этой теме, потому что болезнь прогрессирует и приносит урон всему телу Церкви. Эти многие подражают не Павлу и другим верным братьям, но этому миру, то есть большинству.
В-вторых, Павел сразу же указывает на неизбежный результат враждебных действий против креста Христова: их концом будет погибель, все их дела разрушатся.
В-третьих, он дает характеристику их образа жизни: их бог – ненасытное чрево, они поклоняются себе; они гордятся постыдными делами; их мысли сосредоточены на земном.
В-четвертых, показывая низменный и постыдный характер врагов кресте Христова, апостол снова возвращается к группе тех верных христиан, которые достойны подражания. Павел говорит от имени этой группы друзей Христа и креста: мы принадлежим небу и ждем пришествия Спасителя, чтобы преобразиться и быть как Он. Тем самым апостол вновь приглашает читателей определиться и быть в числе друзей, а не врагов креста Христова.
Нет нужды говорить, что современный мир как никогда враждебен кресту Христову, да и церковь за время своего исторического развития во многом срослась с этим миром. Так что нам всем стоит посмотреть более внимательно на характеристики «врагов» и проверить себя, нет ли в нас этих признаков враждебности.
«Их бог – чрево».
Первый признак врагов креста Христова в том, что, прикрываясь правильным именем, они на практике поклоняются иному богу.
Враги креста – это все те, которые поклоняются себе, руководствуются своими желаниями.
Когда мы слышим, что их бог – чрево, это не значит, что всем стройным и худым можно расслабиться. Речь идет не только о тех, которые объедаются пищей. Сюда можно отнести и тех, которые объедаются любыми удовольствиями этого мира и упиваются любовью к себе.
Они с ужасом воспринимают любое упоминание о кресте, так как не хотят следовать эти путем. Они готовы смириться с тем, что Христос, апостолы и особо святые христиане должны пройти через крест, но себя они там не видят.
Подобно Петру, они прекословят Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Матф. 16:22). На самом деле, они заботятся не о своем Учителе, они заботятся о себе: «Будь милостив к нам, Господи! Да не будет этого с нами. Найди нам более легкий путь, иначе мы не пойдем за Тобой!».
В ранний период моего духовного формирования я был очень впечатлен проповедями Чарльза Сперджена о настоящем и ложном христианстве. Его проповедь о врагах креста Христова я вспоминаю до сих пор. Сперджен задавал вопрос, который касается всех нас: «Не наблюдаем ли мы и в наших церквах, как некоторые члены заняты самими собой, как высоко они стоят в своих собственных очах и как дорого себя расценивают? Нет ли и среди нас тех, чья "мирская" жизнь служит для многих камнем преткновения? Нет ли и у нас тех людей, которые живут, как язычники, в роскоши, в расточительстве, в плотских удовольствиях и забавах? Не тратят ли некоторые из нас большие суммы денег на украшения, платья, обувь и другие чрезмерно дорогие предметы роскоши, которыми прикрывают свое бренное тело, не помышляя нимало о жуткой наготе своей бессмертной души?». Увы, Сперджен прав: многие христиане поклоняются своему чреву, своей плоти, самим себе.
«Их слава в сраме».
Второй признак враждебности кресту виден в том, что вроде бы верующие люди хвалятся не Богом, а собой.
Враги креста – все те, которые хвалятся собой, своими достижениями в грехе или самоправедности. Апостол Павел обращает свое обличение не против грешников этого мира, а против формального христианства. Он одинаково строг и к распутникам, и к законникам. Что не так с законом? Почему им нельзя гордиться? В добрых делах нет ничего плохого. Но они не могут служить достаточным основанием для спасения. Срам – это не сами добрые дела, а наши попытки прикрыть отдельными достоинствами свою испорченность и похвалиться внешней праведностью.
Желание хвалиться собой и своими делами выдает в нас ветхого человека.
«Как это свойственно формальному христианину!», - возмущался Сперджен. – «Он гордится и тщеславится даже своими грехами, выдавая их за добродетели. То, что в жизни других людей он назвал бы низостью и пороком, то считает для себя заслугой. Свою грубость он называет прямотой и откровенностью; свое лицемерие - приличием; плотскую суетливость и шумиху - усердием. Он хвалится аккуратностью в выполнении религиозных обрядов. Если нужно подметить у кого-нибудь малейшую слабость, изъян в поведении человека, то никто другой так хорошо не справится с этой задачей, как он, так как на ошибки других он смотрит через увеличительное стекло и может обнаружить в любом глазу не только сучек, но мельчайшую пылинку. Зато никто другой не имеет права указать ему на его "бревно"».
Увы, самодовольство, наглость, хвастовство, отсутствие скромности и стыдливости становятся нормой современной церковной культуры.
«Они мыслят о земном».
Третий признак – земной, приземленный способ мышления.
Враги кресте – все те, которые мыслят о земном и по-земному, по стандартам, привычкам, обычаям этого мира. Они начинают спорить с Христом и каждым словом о кресте, предлагая свернуть на широкий и удобный путь этого мира. Но к таковым звучит грозное слово: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Матф. 16:23).
Мыслят о земном все те, которые поправляют Христа и оправдывают любые компромиссы с миром удобства ради. Увы, таких людей становится все больше. Сперджен был прав, говоря: «Я решительно утверждаю, что зло, о котором упоминает здесь Апостол, пышно цветет во всех наших церквах и является уделом многих наших членов. Возьмем для примера один из многих признаков "земного мышления"- тщеславие. Спаситель сказал, что желающий возвыситься должен унижать самого себя, а поэтому принято понимать, что христианин - это человек скромный, простодушный, откровенный, готовый "быть всем слугою", исполнять самые незначительные обязанности в служении церкви. Но так ли это? Вторым признаком того, что верующий человек "мыслит о земном", является скупость. Этот ужасный порок, совершенно противоречит Духу Христову. Однако мы то и дело встречаем среди верующих болезненно скупых людей. Их кошельки с большим трудом открываются, когда речь идет о какой бы то ни было нужде дела Божьего. Свою скупость эти люди называют рассудительностью, осторожностью, расчетливостью, экономностью, умеренностью... О чем же эти люди думают, как не о земном?».
Да, современные христиан больше знают о мире и о том, как в нем устроиться, чем о Евангелии и его преображающей силе. Это настоящее бедствие нашего времени – приземление, а не вознесение церкви.
***
Итак, апостол Павел рисуем нам духовный коллективный портрет лжебратьев, как-бы друзей, а на деле врагов.
Глядя на их характеристики, мы можем сделать вывод, что враги креста – это все те, которые хотели бы достигнуть спасения, то есть счастливой и вечной жизни, своим путем, обходя или отрицая крест как Божий план спасения .
Это те, которые хотели бы получить от Бога все что можно, но обходным путем.
Это откровенно грешные или демонстративно праведные и самоправедные, антирелигиозные и сверхрелигиозные, но непременно обходящиеся без Христа, отвергающие Его верховную власть.
Также это христиане по имени, но не по сути. Это христиане, желающие оправдаться делами закона. Это христиане «из выгод», приземленные, хорошо устроившиеся, забывшие о небе, не ждущие возвращения Христа.
Нет, они не отрицают существование Бога, но живут так, будто Его нет. Они соглашаются с библейскими истинами, но не собираются их применять.
Им может даже нравится Христос или история о Нем. Но они хотят обойтись без креста и потому придумывают свою версию христианства без креста. Такое самовольство делает их врагами креста Христова.
Давайте теперь скажем честно: не они, а мы. Мы тоже проявляем враждебность к радикальным требованиям Евангелия, мы тоже ужасаемся слову о кресте, мы тоже ищем легкого пути.
Мы тоже часто похожи на невоспитанных ленивых детей, которые спорят с родителями и учителям, убежденно доказывая, что можно не учиться и не работать, что можно найти способ полегче.
Увы, это порочный способ мышления. Если был бы иной способ – без страданий и смерти, Бог выбрал бы его. Другого пути нет, путь к спасению, путь к Богу ведет через крест.
И когда мы упрямо твердим: «нет, крест нам не нравится, нужен другой путь», мы не просто оскорбляем Бога, мы противимся Его плану и тем самым становимся Его врагами.
Слова апостола Павла звучат строго. Но это не приговор, это отрезвляющее предупреждение. Он говорит каждому: не будь врагом креста Христова.
Потому что поклоняться себе – низко.
Потому что враждебные Богу дела постыдны.
Потому что не стоит ограничивать себя земным.
Потому что враждебность Богу разрушает нас и приводит к погибели.
В конце главы Павел обращается к читателям от имени верных Христу братьев, приглашая всех нас стать одним из них. Друзья креста Христова – это те, которые приняли не только Христа, но и путь Христа, ведущий через крест.
Они не ограничиваются себя земным, они ожидают лучшего.
Они ожидают возвращения Господа и преображения в славе.
Отказываясь от возможностей земной жизни, они ждут гораздо большего, и они получат гораздо, несравненно больше.
Не будь среди врагов, будь среди друзей, таких как Павел, Тимофей, Епафродит. Почему бы тебе стать одним из них?
Комментариев нет
Отправить комментарий