Второй чудесный улов (Иоан. 21:1-14)
Представьте себе, что в вашей жизни Бог сделал большое чудо. Вы будете помнить о нем всю жизнь, но постепенно острота воспоминаний притупится. «Было как во сне», - говорим мы о таких моментах спустя годы.
Например, однажды вы поймали невиданное количество рыбы. Рассказов об этом хватит до конца жизни. Но если это чудо больше не повторяется, то оно отодвигается серой реальностью жизни все дальше и дальше, вытесняется в сферу фантазий. Мы начинаем думать: а что, если чудеса закончились? Затем приходит следующая мысль: а были ли они вообще?
Даже если в нашей жизни было много разных чудес, но потом они прекратились, эффект может быть тот же – жестокая реальность опровергает чудеса, так что становится непонятно, «было или не было». Так случилось с учениками Иисуса: они видели много всего, но после смерти их Учителя вера в чудеса пошатнулась. Совсем недавно все это было, но теперь - «будто в прошлой жизни». Теперь нужно было новое чудо, которое вернуло бы им веру в Иисуса как воскресшего и живого.
Чудо на то и чудо, что оно случается не один раз. Это нельзя назвать случайностью и забыть. Оно повторяется в жизни тех, кто решает послушать и послушаться Иисуса.
Так было и с чудесным уловом рыбы. Евангелист Лука описывает первый такой улов рыбы в связи с призванием Петра, Иакова и Иоанна (Луки 5:1-11). То есть это чудо случилось в самом начале служения Иисуса и привлекло к Нему самых первых учеников, ставших затем самыми избранными и верными.
После этого было много разных чудес – еще более необычных и впечатляющих. Но повторение этого чуда выглядит особенно знаменательным. В конце земного служения Иисуса, уже после Его воскресения ученики становятся свидетелями и участниками второго чудесного улова рыбы. Об этом пишет евангелист Иоанн (21:1-13):
«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Пётр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море.
А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.
Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб.
Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
Симон Пётр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь.
Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу».
О чем все это? Конечно, это чудо не о рыбе, но о Петре и других учениках, которые сбились с пути. Мы можем назвать это чудом повторения.
Уже раз случилось большое чудо. Ты поверил Иисуса и пошел-пошел-пошел… А потом упал. И кажется, что теперь все – чудеса закончились. Но нет, чудо повторяется, Иисус подтверждает Свою власть и Свое приглашение следовать за Ним и служить Ему, заботясь о рыбах, овцах, душах людских.
Давайте сравним два чуда.
В первом они только начинают узнавать Иисуса. Во втором они уже известны как Его ученики-апостолы.
В первом Иисус входит в лодку (Луки 5:3). Во втором Иисус стоит на берегу (Иоан. 21:4)
В первом чуде было две лодки (Луки 5:2). Во втором одна (Иоан. 21:3)
В первом отплывают на глубину (Лук. 5:4). Во втором «не далеко были от земли» (Иоан. 21:8).
В первом звучит призыв закинуть сети (Луки 5:4). Во втором – закинуть сеть по правую сторону (Иоан. 21:6).
В первом звучит призыв без обещания результата (Луки 5:4). Во втором обещается улов (Иоан. 21:6).
В первом сеть прорывалась (Луки 5:6). Во втором сеть не порвалась (Иоан. 21:11).
В первом наполнили лодки, так что они начали тонуть (Луки 5:7). Во втором сеть не могли вытащить, еще пришлось тащить (Иоан. 21:6,8).
В первом чуде было «великое множество рыбы» (Луки 5:6). Во втором – множество, сто пятьдесят три больших рыбы (Иоан. 21:6,11).
В первом Петр просит Иисуса выйти из лодки (Луки 5:8). Во втором бросается вплавь, чтобы скорее обнять своего Учителя (Иоан. 21:7).
В первом случае учеников объял ужас от встречи с неожиданным чудом (Луки 5:9). Во втором они уже знали, что это Господь (Иоан. 21:7,12).
В первом случае ученики оставляют все и следуют за Иисусом. Во втором случае Иисус готовит ученикам обед и предлагает неспешную беседу.
В первом Иисус говорит Петру: не бойся, будешь ловить человеков (Луки 5:10). После второго чуда говорит: паси овец (Иоан. 21:15-17)
Две встречи, два чуда. Спустя время. При других обстоятельствах. Но все же – это тот же Иисус, Его можно узнать в Его чудесах. Его почерк узнаваем. Он повторяет чудо, чтобы напомнить ученикам о Себе, но также о том, как все начиналось. Детали могут отличаться, но Иисус остается тем же, и Его отношение к ученикам остается тем же.
Чудо повторения – это чудо восстановления бывших учеников.
Мы назвали этот второй удивительный улов рыбы чудом повторения, но его можно также назвать чудом обновления и восстановления. Мы уже увидели, что второй раз было все немного иначе. Не только в деталях самого чуда, но и в состоянии самих учеников.
Первое чудо были при самом начале их следования за Иисусом. Второе – после распятия и смерти. Они выплакали слезы и взяли за старое – за родные дырявые сети.
И второе чудо невиданного богатого улова рыбы напомнило им о власти Иисуса, и еще больше об их призвании. Случилось так много всего плохого, они потеряли Учителя, они потеряли себя. И второе чудо вернуло им все это сразу – вместо с рыбой они вновь обрели веру и утвердились в своем призвании.
Чудо восстановления проявляется в особой нежности Иисуса к ученикам. При первом чуде ученики были свежими, бодрыми, уверенными. При втором – побитыми жизнью, постаревшими от пережитого. Им так было нужно подкрепление, ободрение, обновление! Поэтому Иисус встречает их у костра с готовым угощением. Сколько в этом заботы и любви!
Чудо призвания – это хорошо. Но чудо восстановления – лучше. Обычно мы спешим закончить чтение истории на хорошем, пока не случилось что-то плохое. Но история продолжается. И чудеса были не только в первой, светлой главе, но и в самой мрачной. И чем дальше, тем больше.
Самые большие чудеса случались после наших поражений. В этих чудесах Бог обновлял и восстанавливал нас. То, как Он работал надо мной, - величайшее из возможных чудес в моей жизни. Я был в положении плачущего Петра много раз, но каждый раз после моих провалов Христос обновлял мою веру, совершая новые чудеса.
Я видел много рыбы. Но еще больше видел Божьей заботы и любви, прощения и доверия.
Рыба не заканчивается, чудеса продолжаются, и с каждым новым чудом Господь открывается нам больше, и мы растем.
Чудо повторения – это выход на новый уровень.
Повторение – это напоминание о том, что было в первый раз. Но это не означает возвращения назад. Ученики были бы рады вновь стать простыми рыбаками, они пытаются вернуться к обычной жизни. Но явление Иисуса напоминает им о том, что нужно идти дальше, и что дальше чудес будет больше. Если Иисус воскрес, если Он их простил, если Он явился вновь, значит начинается совершенно новый этап!
Мы знаем, что Своими чудесами Иисус не старался впечатлить людей. Он показывал Свою власть, открывал Себя. А вы думали это чудо о рыбе? Нет это все о Нем. А также о том, что всемогущий Бог приглашает нас следовать за Ним и не разочаровывается в нас даже после наших ошибок и провалов. Поэтому повторение чудесного улова рыбы вовсе не случайно, это определенное подведение итогов того, чему Иисус учил учеников со времени первой встречи, и приглашение к новому этапу служения.
Раньше мы знали Иисуса живым, шли за Ним и боялись даже думать о Его смерти. Теперь мы знаем Иисуса воскресшим и уже ничего не боимся.
Раньше мы боялись разочаровать Его и разочароваться в Нем. Теперь, когда то, чего мы так боялись, все же случилось, мы уже ничего не боимся, потому что знаем: Он никогда не разочаруется в нас.
Чудо повторения – это обновление любви и личной преданности.
И первое, и второе чудо с ловлей рыбы представляют нам Петра как главного героя, лидера свой группы. На примере Петра мы видим, как ученик Иисуса проходит разные стадии веры, кризисы жизни, этапы духовного взросления. Уже при первом чуде Петр понял, как он грешен. Но за время следования за Иисусом Петр узнал о своей греховности куда больше. В этот раз он не просит Иисуса выйти из лодки, он сам бросается вплавь и спешит припасть к ногам своего Учителя. В этом движении – подтверждение любви, обновление веры и верности. Он видит Иисуса, Который Своим явлением и чудом подтверждает любовь и верность ученикам. И это движение Петра – ответное движение любви.
Уже позже, угощая учеников хлебом и рыбой, Иисус задает проникающий в сердце вопрос: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (15). Своим появлением, чудом, угощением Иисус показывает, что Его любовь к ученикам осталась прежней. Но при этом Он дает возможность Петру и другим определиться, готовы ли они вернуться к своему призванию, переступить через разочарования и пойти дальше за Иисусом.
Примечательно, что диалог Иисуса с Петром завершается словами, с которых начиналась история их отношений: «Иди за Мной!» (Ср. Матф. 4:19, Марк. 1:17 и Иоан. 21:19). Но также звучит новый призыв: «Паси овец Моих!» (Иоан. 21:17), Я доверяю тебе Мое стадо!
Иисус повторяет чудо, чтобы восстановить нас и нашу веру. Он повторяет Свое приглашение, чтобы утвердить нас в нашем призвании. Ученики это поняли и приняли.
А как насчет тебя? Не нуждаешься ли ты, мой друг, в обновлении и восстановлении? Пусть история о втором чудесном улове рыбы напомнит тебе о Божьей неизменной власти и любви, а также о доверии и призвании.
Комментариев нет
Отправить комментарий